Оманский Новый год без деда Мороза

Начало

Подходы, подходы...

Закончился путь некороткий,
Гора перед нами встает.
Присутствие чая, отсутствие водки –
Да разве тут трезвый взойдет?!
(Юрий Визбор)

И вот Ибри – последний город на подходах к вершине. Дальше общественный транспорт не ходит, надо ехать на такси. У подножья Джабаль Мишт расположен населенный пункт Аль-Аин, нам туда. Подробной карты автодорог Омана мы не нашли, распечатали космический снимок Google. С этой картой подошли к одному водителю, тот смотрит на листок бумаги со всех сторон, мы тычем пальцем, говорим: «Аль-Аин», друг друга не понимаем. Подходит второй оманец, тоже смотрит, тоже ничего не понимает. Подходит третий... За несколько минут на пустынной улочке собирается толпа, все смотрят на карту, что-то говорят, искренне хотят помочь. Наконец нашелся человек, который вроде бы знал, куда ехать. Вопрос был решен, и сразу все разошлись по своим делам.

Спутниковый фотоснимок

Сторговались за 20 риалов – недешево, но делать нечего. Грузимся в такси, едем. Тут я замечаю, что едем куда-то не туда, согласно карте нам в другую сторону. Оказывается населенных пунктов с названием Аль-Аин в арабском мире полным полно. И таксист нас повез в Аль-Аин, расположенный на территории Арабских Эмиратов, куда оманцы ездят за шоппингом. Развернулись, поехали обратно. Заехали в магазин, купили немного продуктов и 40 литров воды – две офисные бутылки.

От Ибри до Джабаль Мишт не так далеко, и дорога в оманской глубинке просто отличная. Вот уже и горы появились – Джабаль Аль-Хор.

Дорога

Джабаль Аль-Хор

Джабаль Аль-Хор

В доисторические времена климат Омана был влажным, многочисленные речки и ручьи пробили русла, изрезали землю. Теперь эти русла сухие, и только изредка наполняются водой. Сухие русла называются вади. Для пеших переходов вади – это естественные дороги, а крутые берега – преграды. От горы Джабаль Мишт вади расходятся широким веером, поэтому чтобы дойти до нужной стены, надо идти по нужной вади. К счастью, вади хорошо видны на спутниковой фотографии.

Вади

Нам нужно не в сам Аль-Аин, а чуть дальше. Останавливаемся около непонятного одиноко-стоящего здания. Здание огорожено крепким забором, но без колючей проволоки, у ворот будка охранника, на крыше государственный флаг. Во дворе ни души, только охранник в будке. Похоже на военную базу, или правительственную резиденцию. Мы выяснять не стали, как бы что не вышло.

Непонятное здание

Выгружаемся, собираемся. Таксист с интересом смотрит на нас, не уезжает. За одну ходку втащить все вещи мы не сможем, я прячу бутылки с водой в траву, но таксист хватает бутылки и идет с нами – решил помочь. Приятные люди эти оманцы! Это у нас никому ни до кого нет дела, а они ненавязчиво и безвозмездно предлагают свою помощь. Однако в сандалиях таксист далеко не ушел по каменистому дну вади, все-таки положил бутылки и вернулся к машине. Так мы с ним и распрощались.

Вода  Таксист

С вади мы не ошиблись, через три километра пришли прямо к месту базового лагеря.

Начало подхода  Тащим рюкзаки

Базовый лагерь расположен на ровной площадке, окружен с трех сторон берегами вади. От прошлых экспедиций здесь остался гарнитур каменной мебели: очаг, столик, стулья. Мы поставили палатку в тени маленького деревца. Чтобы готовить еду, насобирали хвороста и разожгли костер. Стало совсем уютно.

Установка лагеря

Закат

Палатка в лунном свете

У костра  Вади

Джабаль Мишт ночью

На утро поднялись на холм над лагерем осмотреться. Вокруг простиралась каменистая пустыня: каменные осыпи из коричневого известняка, запеченного солнцем до блестящей глазури. Над каменными волнами исполинским кораблем возвышался Джабаль Мишт. Мы долго разглядывали нашу стену, искали взглядом полочки и карнизы, намечали линию маршрута. На вершине горы разглядели маленький белый столбик, или какое-то дерево, увешанное белыми ленточками, его можно увидеть на большой фотографии.

Каменный цветок

Профиль стены

Из растительности среди камней росли разного размера колючки и саксаул. Когда подымаешься или спускаешься по крутой тропке, обычно держишься за ветки, а в Омане это делать не стоит. Кусты просто ощетинились колючками.

Окрестности БЛ  Колючка

Рассвет

Колючки

Сухое дерево  Дерево на камнях

Нас неоднократно спрашивали: нет ли там ядовитых змей. Наверно есть, но зимой змеи спят. Из ядовитых насекомых мы видели только шершня. А еще вокруг ходят полудикие козы. Их оманцы не пасут, козы сами пасутся, к людям приходят на водопой. Поэтому все продукты лучше прятать получше.

Шершень

Коза

Коза

После завтрака пошли на подход, разведать путь к началу маршрута и занести снаряжение. Путь по сыпухам педантичные немцы пометили туриками. Не зная дороги, с грузом в гору мы шли 2 часа.

Подход  Сыпуха

Тур  Отдых в тени

И вот мы у стены, трогаем камень. Глядя на осыпи, я все думал, какая же разрушенная стена? Все оказалось наоборот: стена Джабаль Мишт сложена из желто-коричневого известняка, очень прочного, трещины в основном глухие, заплавленные карстом, зато много маленьких раковинок с острыми краями. В глубоких трещинках острые известковые иголочки. Очень сильно напоминает скалу Кошка в Крыму: острые скалы, от которых горит резина на тапках и режутся руки.

Терраса в основании стены

Проба камня  Начало маршрута

Утром наливаем воду в бурдюки, разводим «Изостар». Сколько брать воды – над этим вопросом мы больше всего ломали голову. Сколько нужно воды человеку в день в условиях пустыни? По собственному опыту мы знаем, что на маршруте нельзя испытывать жажду. Лезть при обезвоживании почти невозможно, поэтому воды должно хватить! Чтобы минимизировать вес – надо правильно пить. Во-первых, организм не может усвоить больше 200 грамм за час, поэтому лучше пить понемногу, но часто. Во-вторых, соли в воде значительно повышают усвояемость. Мы купили спортивный напиток “Isostar” и развели порошок в бурдюке с трубочкой, как у мультиспортсменов. На каждой станции пили по несколько глотков апельсинового напитка. Двухлитровый бурдюк с трубочкой "Deuter" - это вещь! Теперь я и в Крыму так хожу. В итоге взяли 19 литров воды, вновь подошли под маршрут. Восхождение началось.

Терраса в основании стены

Восхождение

В двух веревках от начала маршрута расположена огромная терраса, очень удобная для бивуака. Второе место для ночевки – это "Bivi ledge" – еще одна полка уже перед выходом на крышу. Мы разработали такой тактический план: в первый день подымаем вещи на террасу, обрабатываем насколько позволят наши две 60-метровые веревки, во второй день надо долезть до "Bivi ledge", ну а на третий день крыша – много лазания по относительно простым скалам.

Стартовый вес был приличный. Первой полезла Даша. Она бодренько пролезла две веревки пятерочного лазания, я лез с тяжеленным рюкзаком. После террасы становилось сложнее, полез я. Сначала была веревка сложности 6b с полутораметровым карнизом, который нормально лезется по хорошим ручкам. Дальше несложная веревка по монолитным наклонным плитам, а потом начинался ключ маршрута.

Лидирует Даша  Станция R1

Набычиваюсь  Перебираю железо

Лезу карниз  Вылез чисто

Маршрут пробит шлямбурами, но пролеты между ними не как в Крыму, а по 4-5 метров, станции – через 30 метров на сложных скалах, и реже на простых. Получается мультипитч гигантских размеров, протяженность маршрута – километр, перепад высоты – 900 метров. Только все равно с собой надо брать комплект закладок и френды, кое-где своя страховка просто необходима. Однако для своих точек рельеф довольно бедный, лучше всего идут маленькие френды – их можно запихнуть в раковинки. Мы работали на двойной веревке. Еще нам здорово помогали петли, они уменьшают трение, а веревка об острые скалы цепляется сильно.

Лезть онсайт довольно сложно, следов магнезии нет, и немецкие пролеты не прибавляют смелости. На первой веревке 7a я умудрился отломать зацепку и красиво слетел. Летел, по словам Даши, шесть метров. Хотел крикнуть «срыв», но от страха в «зобу дыханье спёрло», получился душераздирающий вопль. Дашу на страховке подкинуло на полтора метра. Дальше лезть стало еще страшнее, стал чаще висеть и иногда хвататься за оттяжки. Следующая веревка – 7b, она пробита немного чаще, но пролезть я ее не смог. Долго не пытался, а маятником качнулся в хороший внутренний угол справа и пройдя его, оказался чуть правее станции после веревки 7b. Пока упражнялся, уже стало темнеть – все-таки зима, и день короче ночи, хоть и южные широты. А в Омане темнеет быстро. Так что мы по быстрому сдюльферяли до террасы, двух 60-метровых веревок как раз хватило провесить 4 питча.

Из бивуачного снаряжения у нас был один коврик на двоих, термобелье и пленка вместо одеяла. Газа у нас не было, в Омане его не купить, готовили мы на костре даже на маршруте. На террасе много сухих веточек, а на всякий случай мы взяли пачку сухого горючего. Мы сложили костерок, сделали чай. Красота! А внизу зажглись огоньки поселений, в положенный час прокричали «Аллах Акбар» со всех окрестных мечетей. Ночь была безветреной и совсем не холодной.

Ночь

Утром в темноте жумарим наверх, предстоит тяжелый день: надо во что бы то ни стало дойти до "Bivi Ledge", а это восемь веревок сложностью до 7a. Сложность еще и в том, что на этом участке нет нормальных полок, почти все станции висячие, толком не отдыхаешь, а еще надо было иногда вытягивать рюкзак. Как раз для таких станций мы купили наколенники – чтобы можно было висеть на самостраховках, опираясь коленями на скалу.

Жумаринг

На стене  В наколенниках

Хорошо, что хоть погода была за нас: дул легкий ветерок, а небо было в какой-то дымке. Солнце было, но оно как-то рассеивалось в этой легкой дымке и не раскалило скалы. Запомнился карниз «Techo de loco» (безумная крыша): вынос в метр, под карнизом надо траверсировать по хорошей, но колючей трещине и облазить его слева. Так мы и лезли: участок за участком равномерно-сложного лазания. Даже веревка пятой категории не позволила расслабиться. Так как она простая, то шлямбуров на ней не били. В итоге мне пришлось лезть 40 метров плиты без трещин, иногда закладывая микрофренды в раковинки. После этой веревки я задумался: в те ли игры я играю? Мы старались изо всех сил, до заветной полки оставалась одна веревка. Я ее полез, когда уже смеркалось. Веревки предательски цеплялись и плохо протягивались. Уже в темноте я вылез на полку. Слава богу, спаслись.

Участок 7a  Тень от вершины

"Bivi Ledge" – это небольшая полка, лежать с комфортом на ней не получится, и дров нет. Ну ничего, сухим горючим кипятим воду, готовим компот, едим местную фисташковую халву. И ведь повод есть: новогодняя ночь. Да, да 2007 год мы встретили сидя на полочке посреди стены Джабаль Мишт! Прямо оттуда посредством SMS-сообщений мы и поздравили наших друзей с Новым годом.

Рассвет Нового года

Новогодняя ночь была прохладной и ветреной, мы изрядно померзли. Утром ждали, когда солнце нас отогреет. Дождались того, что оказались на сковородке.

Отогреваюсь

То ли в крови русского человека первого января чувствовать легкое недомогание, то ли мы так устали и плохо выспались, но утром настроение было неважным. Особенно болели натертые тапками ноги. А впереди был еще долгий путь, согласно описанию, должна быть трещина сложности 7a. Если идти по намеченному изначально маршруту, то предстоит пролезть 500 метров скал сложность до 7a, велик риск заночевать на стене еще раз, а запасы воды уменьшаются. Мы решили свернуть на более простой маршрут, на "Bivi Ledge" как раз пересекаются два маршрута. По простому маршруту нам предстояло пролезть так же 500 метров скал, но сложностью до 6b.

Мы полезли. Этот день был жарким, а еще тапки натирают. Даша через две веревки мужественно сменила меня и полезла первой, ей достались две веревки сложностью 6b, она их вылезла, хоть и с зависами! А я пока лез вторым, успел немного отдохнуть психологически. Мы вылезли на крышу. Крыша Джабаль Мишт – это 300 метров относительно простых скал, много полок, но между полками непростые куски по 3-5 метров. К этому моменту, воды у нас осталось мало, и мы полезли практически налегке. Тапки сняли, полезли в кроссовках, надели перчатки, чтобы поберечь исцарапанные руки. Лезли довольно быстро, но все равно еле успевали. С последними лучами солнца вылезли на вершинное плато.

Вылезли на вершинное плато

Стена с ниткой маршрута: Красный маршрут - то, что мы планировали пройти; синий - то, что прошли.

Нитка маршрута

Схема UIAA

Продолжение следует...

 
Автор: Александр Топорков aka Sanek, 24.12.2007
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100