Оманский Новый год без деда Мороза

1. Как все началось

Все началось со старой карты.
В итоге кое-кто не соберет костей,
А островок, что мог бы стать курортом,
Объектом станет дьявольских страстей
(м/ф «Остров Сокровищ»)

Бродил я как-то по Интернету пару лет назад и наткнулся на интересную публикацию на сайте Alpinist.com . В ней рассказывалось про стену Джабаль Мишт в далеком и мало кому известном государстве Оман. Сначала это был просто праздный интерес, а места эти казались такими же далекими и недоступными, как Патагония или Гренландия. Когда же чуть меньше года назад в сети появились статьи еще о двух экспедициях в Оман: английской и латвийской, то стало ясно, что Оман не так далеко, как казалось. Зимой в Омане самый сезон для альпинизма и скалолазания, значит место подходящее, чтобы заполнить Новогодние каникулы.

Честно говоря, я давно думал о том, как бы так встретить Новый год на теплых, но не крымских скалах. Альтернатив было немного, и все они отличались либо космическими ценами на авиабилеты (Таиланд, Куба), либо недешевым жильем (Испания). А тут был вариант поехать в экзотическую страну. В результате изучения разных географических карт, отчетов и путеводителей по Оману, нарисовалась следующая картина:

  1. Визу в Оман можно получить без лишних трудностей с бронью гостиницы, справки с места работы и прочей бюрократии.
  2. До объекта восхождения ближе от столицы ОАЭ Дубая, чем от столицы Омана Маската.
  3. Внутри Омана и между Оманом и ОАЭ существует регулярное автобусное сообщение, и билеты стоят недорого.

Авиабилеты из Москвы в столицу шопинга Дубай стоят недорого, главное купить их вовремя, а не за неделю до Нового года, что мы и сделали уже в сентябре. Выбор был сделан, дальше надо было действовать последовательно и без проволочек.

Когда мы друзьям говорили, что собираемся на Новый год в Оман, первым их вопросом обычно был: «А где это?» Для тех, кто на уроках географии изучал только географию Непала и Пакистана поясню: Султанат Оман – государство на юго-востоке Аравийского полуострова, столица – Маскат.

Начали мы с получения виз. Чтобы получить визу в султанат Оман гражданину России, достаточно придти в посольство, заполнить анкету на английском языке, отдать фотографии, а потом с паспортами и двадцатью долларами за визу придти получать. Личного присутствия каждого не требовалось, что очень удобно. Неудобно анкету заполнять: мы привыкли, что во всех формах название поля слева, писать справа. Здесь же все наоборот. Повозился, но анкеты заполнил. За визами пришел в посольство через две недели, как мне и сказали. Но почему-то Посольство стало работать не с 9, а с 10 утра. Визу не сделали. Оказалось, что у мусульман начался святой месяц Рамадан. В итоге, получение виз султаната Оман затянулось более чем на месяц, но визу сделали. Так что действуйте заранее.

Вслед за оманской визой, мы стали получать визу эмиратскую, ведь лететь мы собирались через Дубай и въезжать в Оман по суше. Вот тут мы и наступили на первые грабли. Оказалось, что у России с ОАЭ «упрощенный визовый режим», а это значит, что в посольство меня не пустили, а отправили в турфирму. Визу в Эмираты можно получить только через туроператора или по приглашению. Туроператоры без брони отеля визу не делают ни в какую, да и виза сама стоит недешево. Кроме того, мультивизы в ОАЭ не существует в принципе, а это значит, что получив визу в Эмираты, мы могли по ней въехать в страну только один раз. Пришлось нам искать билеты на самолет Дубай – Маскат, чтобы обойтись без виз. Мы нашли дешевые билеты от авиакомпании Swiss. Стыковка рейсов получалась не очень удобной, но делать нечего. Удобней и не дороже было лететь из Москвы сразу в Маскат с посадкой в Стамбуле, но к моменту, когда мы во всем разобрались, билетов уже не было.

Параллельно с получением виз, мы налаживали международные связи. Нам удалось связаться с англичанином, который живет в ОАЭ и пытался сходить на Джабаль Мишт прошлой зимой; с немцем из команды, которая в 2003 году проложила маршрут по южной стене; ну и конечно с Нормундсом Лисовскисом из Латвии. Нам удалось разузнать где именно находится Джабаль Мишт, особенности стены и климата Омана. А еще в руках у нас оказались достаточно подробные описания трех маршрутов на Джабаль Мишт: английского «Icarus», немецкого «Make love not war» и латвийского. Выбор пал на немецкий маршрут: маршрут самый сложный, но в пределах наших возможностей, и в то же время пробитые станции и шлямбура на участках с проблемной страховкой решали вопросы ориентирования на большой стене и были хорошим подспорьем для обеспечения безопасности. Распечатав схему маршрута аж на трех листах формата А4, мы повесили ее над кроватью и время от времени разглядывали, шаг за шагом продумывали тактический план, думали, какое снаряжение нам понадобится и где его достать, предвкушали большое приключение.

 

2. Дикие люди, дикие нравы, дикая страна

Выходит мужик с рюкзаком из переполненного трамвая:
«Ну вот, самый сложный этап на пути к северному полюсу позади».
(Бородатый анекдот)

Мрачным утром 26 декабря мы, полные оптимизма и нагруженные рюкзаками, вышли из дома. Доехали до аэропорта, прошли регистрацию, погрузились в огромный ИЛ-86. Самолет, словно майский жук, неуклюже разогнался, взлетел над сырой Москвой и нырнул в плотный туман низкой облачности. Над облаками было голубое небо, яркое солнце, а облака внизу были словно картофельное пюре, разглаженное ложечкой. Чем ближе к югу мы летели, тем больше было просветов в облаках. Мы видел припорошенные снегом поля, чернеющие леса. А потом мы полетели над заснеженными иранскими горами. Они совсем другие, не похожие на Кавказ или Тянь-Шань: почти без скал, ледников и всяких следов растительности. А потом мы летели над ровной, как стол, пустыней, из которой, словно айсберги, торчали кирпично-красные скалы. Настроение было чудесным. Казалось, что весь мир выставил на показ свои сокровища. И не удивительно, мы ведь первый раз летим за границу, да еще в такую неизвестную и далекую страну.

К тому моменту, когда солнце закатилось за горизонт, и все небо стало вишневого цвета, мы летели над Дубаем. Сверху видно, что Дубай – это мегаполис среди песков. Пригороды Дубая – это сотни белых зданий, огороженные заборами, с парком и бассейном во дворе. И в эти трёх-, четырёх- и пятизвёздочные загоны зачем-то едут тысячи наших соотечественников. Центр Дубая весь светится уличными фонарями, окнами домов, фарами автомобилей. И над всем этим морем светлячков, как призраки, вздымаются ещё не достроенные небоскребы.

Самолёт мягко приземлился на гигантский аэродром. Выходим из самолёта. Нас встречают смуглые арабы в оранжевых жилетах служащих аэропорта и 22 градуса тепла южной ночи. Мы в Дубае – стране миллионеров, шопинга и чего-то еще.

Аэропорт Дубая – это гигантское сооружение. Не помню, сколько этажей, длиннющие залы. Такие длинные, что даже есть движущиеся дорожки. По залам ездят грузчики на электомобилях, возят багаж, подвозят пассажиров. Внутри аэропорта растут настоящие пальмы. И десятки магазинов, кафешек, киосков, представительств авиакомпаний, есть даже мечеть. А еще там есть бесплатный Интернет – стоят компьютеры за высокими столиками, пользоваться ими можно только стоя – чтобы по долгу за компьютером не сидели, чтобы всем досталось. Вот только курсор там бежит справа налево – по-арабски и кириллицы нет. Так что написать что-нибудь в форум непросто.

А люди в том аэропорту со всего света. Через Дубай летят транзитные рейсы во все уголки нашего мира. Здесь и пакистанцы в своих войлочных шапках – обедают прямо на полу, и африканцы в пестрых одеждах, и босоногие индусы, и конечно степенные арабы в сопровождении одной или нескольких жен в черных одеяниях. Все вокруг кипит, живет. Похоже, в Эмираты попасть непросто не только Россиянину, но и гражданам других стран, вот и коротают пассажиры время в огромном аэропорту.

И мы среди всего этого безумия – мечемся, пытаемся узнать, где наш багаж. А нам все отвечают одно и то же: “Все нормально, check in, и все будет automaticly”. Ну, check in, значит check in – наверно это регистрация. Мы успокоились и стали ждать, когда на табло появится наш рейс.

Первый раз, увидев табло, я немного опешил. Названия рейсов написаны по-арабски – это так и должно быть, но вот чтобы вместо цифр были какие-то крючки! Я все время думал, что мы используем арабские цифры, оказывается нет. Хорошо, что табло периодически переключается на английский. Но самая большая беда была в том, что на табло пишут не время начала регистрации, как в наших аэропортах, а время начала посадки. Мы прошляпили регистрацию и прошли ее уже при посадке. В итоге, наш багаж не погрузили на другой рейс, и мы полетели в Маскат без багажа.

Маскат – город контрастов?

Из Дубая до Маската Боинг швейцарской авиакомпании домчал нас менее чем за два часа, и вот мы в Омане. Прошли паспортный контроль, попытались расспросить служащих аэропорта по поводу судьбы нашего багажа. Нам сказали, что багаж будет доставлен следующим рейсом. Дали нам номер телефона, чтобы мы могли узнать, когда прибудет наш груз. В аэропорту Маската мы дождались утра, приобрели сим-карту местного оператора сотовой связи – смс-ки слать на Родину, и пошли в город. Багаж в Дубае, торопиться нам некуда, но надо освоиться в чужой исламской стране.

Итак, султанат Оман. Султанат потому, что правит страной еще с 1976 года султан Саид ибн Кабус – почитаемый правитель, реформатор на троне. Населяют страну в основном арабы и выходцы из Индии. Индусы в Омане – это, в основном гастарбайтеры. Индусы облагораживают парки, шьют одежду, работают в общепите, да и просто много работают. Арабы – это наоборот респектабельные граждане, которые никуда не торопятся. Работают мало, но почему-то водители автобусов, такси – это только арабы. Почти все оманцы хорошо говорят на английском, но с ужасным акцентом. Я иногда не понимал даже числительные – просил написать, потом освоился. Валюта в стране – риалы и бисы. Один риал – 1000 бис. На наши рубли риал – это около 80 рублей.

Столица Маскат – это довольно современный город, но он сохранил неуловимый колорит востока. Это не мегаполис из стекла и стали. Там стараются соблюдать архитектурные традиции. Город сильно растянулся вдоль морского побережья, но бОльшую площадь занимают частные дома – белые домики традиционного арабского вида с пальмовым садиком вокруг, и ёмкостью для воды в виде зубчатой башенки – чтобы солнцем согревалась. И конечно в городе много всяких мечетей, причем очень разнообразных: от маленьких, до гигантской, от древних, до почти модернистской. Иногда мечеть можно спутать с каким-нибудь другим зданием. Однако запомните, что в мечеть входят только босиком. И если около двери лежит куча обуви, то вам туда лучше не заходить. В мечеть можно входить только мусульманам, причем мужчины и женщины молятся по отдельности.

В городе много парков, скверов, но сами улицы голые. Это и понятно, вокруг города сухая каменистая пустыня, да еще холмы из запеченной солнцем глины, без единой травинки. Начинаешь восхищаться тем титаническим трудом, который был затрачен, чтобы вырастить сады на камнях, сдвинуть горы и построить город.

Несмотря на предновогоднюю пору, мы не видели ни одной наряженной ёлки и никаких следов празднования Нового года. Наверно, Рамадан для них – это праздник, а Новый год настанет, никуда не денется.

Еще Оман – страна древних фортов. Через Оман проходили караванные пути из Азии в Африку. На пути караванов издавна строились могучие укрепления, почти в каждом крупном городе Омана есть один, или несколько крепостей.

В Маскате на улицах вместо ворон – скворцы, часто можно наблюдать, как эти птицы из-за чего-то дерутся. А в одном месте под автомобильным мостом мы видели семейство попугаев. А еще в Оман улетают зимовать некоторые наши птицы. У нас цаплю можно увидеть где-нибудь на болоте далеко от человека, а у них – где-нибудь в луже почти в центре города, или на берегу моря. Посреди города видели, как какой-то мужик со знанием дела кормит голубей, рассыпая мешок зерна – зачем?

Общественный транспорт в городе – это маршрутки и такси. Проезд в маршрутке стоит дешево, а вот таксисты для белого человека цену заламывают втридорога. Идешь по улице, а проезжающие такси постоянно сигналят – привлекают внимание потенциального пассажира. Неоднократно видел картину, когда 3-4 индуса кооперируются, платят таксисту по пол риала и едут, а европейцу назначают цену в 6-8 риалов. С таксистами надо ожесточенно торговаться – работает. На дорогах оманцы ведут себя очень вежливо. Не видел ни одной аварии. Зато не раз видел такую картину: остановятся перед перекрестком две машины, одна просигналит, и улыбающийся араб сделает жест ручкой – пропусти. А из другой машины араб с еще более лучезарной улыбкой делает такой же жест. Потом одна из машин уступает дорогу. Как они определяют кто должен уступить дорогу? Наверно кто шире улыбается, тот и проезжает первым. Вообще оманцы очень приветливые! Я нигде не видел столько вежливых людей. У каждого можно спросить, например, как пройти. Если он не знает, то будет искренне извиняться. Все улыбаются, никакой грубости.

Арабы ходят в своих традиционных одеждах – белоснежных халатах, тапочках и шапках. Как они умудряются ходить в белом, когда ветер постоянно гонит пыль из пустыни? И ходят арабы степенно, не спеша. Махнет араб маршрутке, степенно подойдет к водителю, спросит, куда едет маршрутка, степенно вернется на остановку за своей сумкой и, не спеша, сядет в транспорт.

Притеснение женщин в арабских странах, а в частности в Омане – полная ерунда! Очень часто можно увидеть женщину в чадре за рулем какой-нибудь Тоёты. А еще в Омане министр туризма – женщина. Иногда можно увидеть арабскую женщину в джинсах. Я пришел к выводу, что чадра, или как там ее, – это что-то вроде официальной женской одежды, как у нас пиджак – официальная мужская. Ну а что говорить про индусок – так ходят они в своих сари с открытым лицом и непокрытой головой, и ничего, камнями их никто не закидывает.

Такую радужную картину я написал вам уже после возвращения, а вначале Маскат нам совсем не понравился. А все дело в том, что утром все спят, и только часам к десяти город оживает, днем в жару у них сиеста, а вечером и до поздней ночи бурлит городская жизнь. Мы же оказались в полумертвом утреннем городе, да и у самих дела не ладились. Багаж непонятно когда будет, купили сим-карту, а позвонить не выходит: при любом наборе номера автоответчик что-то говорит на арабском. Потом мы дослушали речь до конца, с арабского она переходит на английский и рассказывает про то, как надо активировать сим-карту. Вот только отличить арабский от английского было непросто.

Побродили мы по городу, надеясь, что багаж скоро прибудет в аэропорт, но не тут то было. Крепко мы задумались, где искать ночлег. В аэропорту попытались узнать, в каком отеле есть свободные номера. За приемлимую цену ничего не было, а платить 50 риалов за ночь мы торопиться не стали. В итоге, зашли в первый попавшийся отель, места были, и не так дорого – 20 риалов за номер на двоих. Номер был не самого лучшего вида, да и отель находился вблизи стоянки маршруток – под окнами допоздна сигналили. Однако душ и кровать в номере были, а нам тогда больше ничего не хотелось. Ночью пришла смс-ка из аэропорта, что багаж доставлен, и мы уснули спокойно.

Часа в 4 утра нас разбудил какой-то странный звук на улице – какое-то бормотание, или блеяние. А потом с другой стороны раздался протяжный и заунывный вой: «Аллах Акбар». У правоверных начались ночные бдения. Учитывая, сколько в городе мечетей, можно посочувствовать местным жителям. Муэдзины повыли минут 10-15, и вновь все стихло.

Утром мы быстренько встали, добрались до аэропорта, получили багаж и сели на автобус. Мы ехали в город Ибри, откуда мы рассчитывали добраться до главной цели нашей экспедиции – горы Джабаль Мишт.

Продолжение следует...

 
Автор: Александр Топорков aka Sanek, 14.10.2007
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100