Деверсе - 2007 (мой взгляд на выезд)

Introduction

Идея поехать в район Деверсе (Deverse), находящийся на юге Франции, посещала меня уже давно. Я очень много слышал про этот район от своих друзей, слышал, что там много сложных маршрутов, и все время хотелось туда поехать. В прошлом году, к сожалению, туда поехать не сложилось, так как на общем собрании было решено ехать лазить в Австрию, в Зиллерталь.

В этом году, ситуация и расклад были другими, многие из тех, кто ездил в Австрию в прошлом году (и с кем я обычно ездил раньше), не могли оставаться в Европе надолго по причине окончания Шенгенских виз, и мне предстояло выбрать новую компанию, поехать в новое место, и реализовать наконец-то свою старую мечту о поездке в Деверсе. Предчувствуя заранее эти необычные изменения, решение ехать летом в Деверсе, было принято еще на майские праздники в Крыму, где за бутылочкой «канарского», мы с Рустамом Гельмановым, Вовой Мурзаевым и Кириллом Дьяконовым, приняли решение, что едем! После того, как я на форуме начал выяснять вопрос, как в Деверсе все-таки проехать, к нам решил присоединиться еще Костя Савельев.

Рустам, Маша Агафонова, Кирилл и Вова, поехали во Францию раньше меня, там они выступали на соревнованиях (в частности в Арджентьере, где Рустам занял 1 место), и лазили в районе Сеюз. Туда-то я первым делом за ними и поехал...

Medun
Костя Савельев
Рустам Гельманов
Маша Агафонова
Кирилл Дьяконов
Вова Мурзаев

Сеюз

...Когда я ехал в Сеюз, по дороге начался сильный дождь и ехать стало невыносимо тоскливо. После Гренобля удобные автобаны закончились и сменились горными серпантинами, на которых ночью в дождь с моим небольшим опытом вождения в горах, было страшно неуютно. Кроме того, беспокоил вопрос о том, как я найду этот затерянный в горах поселок Сигоер (Segoyar) и кемпинг, в котором живут наши. Хорошо, что позвонил Кирилл и рассказал более точно. Вобщем, около 10 вечера, я уже был в кемпинге.

Район Сеюз находится в долине города Гап (Gap), соседней от Гренобля, поэтому, климат там отличается, причем в лучшую сторону. Я боялся дождя, но там днем светило солнышко, а ночью сияли звезды... Кемпинг Les Gueres, занят исключительно скалолазами. Там можно было видеть молодежную сборную Германии, Дейва Грехема (который недавно вылез Реализэйшн, 9а+). Также, незадолго до моего приезда, там пребывали Килиан Фишхубер и Давид Лама.

В Сеюзе очень красиво, это - дикие предгорья Альп с достаточно суровым горным климатом, поэтому, лазить там можно преимущественно летом, в другие времена года, там холодно. Сам скалолазный район Сеюз – это скальный пояс на вершине горы, на высоте около 2000 м над уровнем моря. От кемпинга, нужно подниматься к скалам быстрым шагом, примерно 45 мин – час. С непривычки этот подъем дался мне тяжело... Но, говорят, если хорошо расходиться и привыкнуть, то подъем превращается в приятную прогулку, а монстры типа Фишхубера и Ламы, бегали наверх на время. :)

...Когда я пришел под скалы, лазить не хотелось совершенно :). Но, немного остыв от подъема и насладившись видами, которые открываются сверху, жить захотелось снова. :) Лазание в Сеюзе, в основном, это лазание по дыркам, и величина и глубина этих дырок определяет сложность маршрута (это касается трасс, которые я пробовал). Как всегда, с непривычки, первый раз в новом районе, лазить было тяжеловато, поэтому лазил я там немного, больше ходил по окрестностям и фотографировал, благо виды там потрясающие! Лазил я с Кириллом, после разминки на какой-то 6с+, мне удалось одолеть маршрут Blockade Violent , 7b+ со второй попытки. Через некоторое время, лазить мы закончили, спустились вниз, собрались и поехали в Ля Рош де Рам в гости к Игорю Гусаку (Густаву)...

Ля Рош де Рам

Густав со своей лазательной компанией, в которую входили: Шура Балакирева, Ира Левова, Юля Троепольская, Юля Абрамчук и Антон Насыров, жили в кемпинге на окраине поселка Ля Рош де Рам (La Roche de Rame). Этот поселок знаменателен тем, что прямо в центре него, находится скалолазный район (здоровенный камень :) ) с несколькими сложными маршрутами (там даже есть проект 9а!). Но и вокруг известных районов, хоть отбавляй – Альфруад (Aillefroide), San Crepin, Mont Dauphine, … скал просто невероятное количество. Густав рассказал нам, что они последнее время лазили в каком-то новопробитом секторе в Альфруаде, где есть много длинных сложных трасс, и очень этот новый район рекомендовал. :) Так, за канистрой вина и рассказами, вечер пролетел незаметно :)

Утром, пришло время расставания, все кто-куда разъезжались, и по совету Густава, мы двинулись в сторону перевала Col de Vars (2100 м) по направлению к Деверсе. Виды с перевала открывались потрясающие! Сочетание красивого неба и горных пейзажей, описать словами просто невозможно! :). После перевала мы спустились в долину реки Вердон, и далее, по узким серпантинным дорогам, мы добрались к конечной цели нашего путешевствия, в долину реки Луп (Gourges du Loup). Тут-то и начались наши проблемы с жильем...

Поиски жилья

В отличие от Сеюза, где невероятная глухомань, Gourges du Loup, находится в 35 километрах от Ниццы и в еще меньшем количестве километров от другого курортного места Antibes. Поэтому, пляжники, у которых не сложилось забить место прямо на море, едут жить чуть дальше от побережья. А тут к их услугам прибавляются дополнительные развлечения, каньонинг (можно в этом виде «экстрима» взять уроки у самого Александра Шабо, который работает в Gourges du Loup инструктором), рафтинг, просто прыжки с высоты в речку и т.д. Печальным результатом этого является полное отсутствие мест в кемпингах. Добыв план-схему расположения всех кемпингов на побережье, мы начали последовательно объезжать все подряд. Наконец, за достаточно большую стоимость было найдено место на одну ночь в некоем кемпинге, который Костя Савельев (приехавший в Ниццу в день нашего приезда в Деверсе), заслужено назвал «пыльным» :).

Весь следующий день также ушел на поиски жилья. Под вечер, отчаявшись найти что-либо поблизости от скал, мы поехали в затерянный в горах кемпинг, помеченный на карте номером 24 :), недалеко от живописного поселка с названием Gillette. Кемпинг действительно, выгодно отличался от прибрежных, там было много свободного места, и жили в нем исключительно каякеры. Единственным его недостатком было то, что он находился в более чем 2-х часах езды от скал. Такое положение вещей нас совсем не устраивало, поэтому, было решено начинать лазить, а ночевать, где получится. Один раз мы переночевали даже на участке какого-то пожилого крестьянина, высоко в горах.

Перемещаться, а особенно, собираться и упаковываться, было достаточно сложно, 6 человек с рюкзаками, плюс 2 гитары :), с большим трудом влазили в мой Фольксваген-Пассат (седан)... Но удача нам улыбнулась в лице шотландца, индонезийского происхождения, по имени Хардин, которого мы случайно встретили, когда в очередной раз безуспешно пытались договориться за место в кемпинге Rivers du Loup. Хардин, который сам – достаточно сильный скалолаз, познакомил нас с хозяином кемпинга, также англичанином, Стюартом, который поселил нас, да еще и со скидками, на терассе за вагончиками-караванами, где мы и жили до конца выезда...

Deverse Satanique

Когда я планировал для себя выезд в Деверсе, я знал, что там очень сложные нависающие маршруты, что там нет простых трасс... Но я не представлял себе, что там настолько все сложно! Когда я пришел на скалы в Деверсе первый раз, я честно говоря был в шоке, что я тут вообще смогу что-либо пролезть...

На самом деле, районов для лазания с простыми и средними маршрутами, в окрестностях полно, а мы лазили только в 2-х самых сложных секторах Pupuse Surplomb и AJP. Эти два сектора примыкают друг к другу и вместе именуются, как Деверсе. Сектор Pupuse Surplomb, сильнонависающий с обилием колонетов массив, но колонеты, не везде, есть маршруты, напоминающие скалодром, состоящие практически из одних долбленых зацепов, выдолбленных, чтобы хоть как-то наполнить содержанием бедность рельефа (к таким маршрутам относится, например, Sika 8a/b). Сектор AJP, напротив, нависает меньше, и естественного рельефа там больше.

Miss Deverse
Mister Deverse

По концентрации маршрутов категории 8а и выше, Деверсе занимает первое место в мире! Их там только в официальном классификаторе 49 штук!!! Есть три трассы категории 9а(+), это Abyss (пройденный недавно чешским вундеркиндом Адамом Ондрой), Kinematix (Kinematrix) и PuntX (пройденный Александром Шабо). Некоторые трассы, как часто водится в подобных районах, образованы за счет коннекшенов соседних маршрутов между собой. Очень многие именитые скалолазы приезжают в Деверсе, чтобы пролезть тут сложные трассы.

Алекс Шабо на PuntX, 9a

Простых маршрутов здесь действительно почти нет, и разминку приходилось проводить на сложных. Поначалу, лазить в Деверсе очень тяжело, к такому сильному нависанию, нужно привыкнуть, плюс, техника постановки ног при лазании по колонетам, очень своеобразная, очень много сил можно сэкономить, распираясь между колонетами коленями, подклинивая колени и пятки. Колонеты колючие, сильно царапают кожу, поэтому, при лазании в Деверсе, необходимы, как минимум, длинные штаны. Местные лазают тут в наколенниках, которые надевают под штаны.

Скалолазные достижения представителей нашего дружного коллектива поражают! Вова и Кирилл залезли по две 8а, Vigor (очень техничная 8а в секторе AJP) и Super Mechanic, также Кирилл вылез Once I had friends, 7b онсайт. Маша залезла аж три трассы категории 8а, те же трассы, что и парни, плюс, она вылезла практически потолочную трассу Sika, 8a. Рустам и Костя позалазили штук по 10 трасс 8а и выше (я даже со счета сбился :) ). Самые выдающиеся их достижения, это у Рустама Total Eclatch, 8c, боулдеринговая трасса, начало трассы Kinematix (9a), боулдеринговая Magma, 8b+ (я вообще не совсем понял, за что он там держался на этой трассе :) ), Quenelle Trophy, 8b+, и несколько 8а(+) онсайт, например, сложная трасса Gladiator, 8a+. Костя пролез Hot Chili Beans Volcano, 8b+ (это же какая выносливость на нее нужна! :) ), одну из самых сложных и техничных 8а+ в Деверсе, Super Tango, а также несколько трасс 8а(+) онсайт, например, он вылез онсайт Caligula 8a и Pas vu Pas Pri до конца, 8а+. Еще необходимо упомянуть, что для Костика это был юбилейный выезд, за время пребывания в Деверсе, он вылез свою 50-ю трассу категории 8а и выше, и даже перешел этот рубеж! Поздравляю! :)

Костя на Qoussai, 8a+
Рустам
Вова, Маша
Вова на Super Mechanik, 8a

Деверсе проверяет человека на сопротивляемость, не оставляя путей к отступлению в виде легких маршрутов (на это я, кстати, тоже расчитывал, планируя поездку). За счет постоянной борьбы с маршрутами и с собой, можно подняться на ступень выше в своем развитии. Со мной эта эволюция частично произошла, самое первое, для достижения намеченных целей, я стал пить гораздо меньше алкоголя, так как если пить много, маршруты предельной сложности (и даже выше), в Деверсе, лазить будет просто невозможно. Очень мотивировало то, что компания с кототрой я лазил была очень сильной, и я постоянно задавался вопросом, «почему все пролазят что-то, а ты не пролез еще ничего?!» :) Результатом этого глубинного самоанализа явилось в конце-концов чистое прохождение мной классического маршрута Деверсе, Deverse Satanique , 8a+ (моя первая в жизни 8а+ :) ), Cascade , 8a, Mechanic Destructive Commando, 7c, Pas vu Pas Pri, 7b+/c, Once I had friends, 7b (onsight), и несколько других маршрутов попроще (про запоминающиеся маршруты, я традиционно напишу отдельную заметку) :).

Medun на Cascade, 8a
Medun на Deverse Satanique, 8a+
Medun на Mechanik, 7c

Также интересно было наблюдать за иностранными монстрами, например, такими как Александр Шабо или местный 12-ти летний мальчик по имени Энзо, который вылез 8b+ :). Неизгладимое впечатление произвели на нас также скалолазы из Японии... :)

Алекс Шабо на Qoussai, 8a+

Ницца, Монако, лаванда...

...Как я уже писал, район Деверсе находится недалеко от Ниццы и Монако. Туда мы ездили погулять и поваляться на пляже в дни отдыха. Монако, конечно, это Монако :) прибежище миллионеров с яхтами и дорогими авто, прекрасным старым городом и ... скалодромом на набережной :). Перемещались мы везде достаточно осторожно, потому что вшестером ездить в машине запрещено, и кого-то (обычно, Машу :) ), тщательно прятали на заднем сидении. :)

Также было очень приятно погулять по долине речки Луп, в которой находится Деверсе, посмотреть красоты природы и местные народные промыслы, как например, получение лавандового масла в промышленных масштабах :) (для справки, это лавандовое масло изготовляют при ресторане, который находится выше скал, минут 5-7 ходьбы по трассе. Если договориться с хозяевами этого ресторана-магазина, то там можно оставлять машину (что мы и делали), во избежание краж, а также рейдов полиции. В качестве платы за импровизированную парковку, у хозяев мы периодически покупали лавандовое масло, красивые камни-минералы и разные другие экзотические вещи :) )...

Эпилог

...Но все когда-нибудь подходит к концу. Закончился и этот замечательный выезд. Первым уехал Кирилл, затем, на следующий день, Костя, потом, я. Рустам, Маша и Вова остались еще на неделю, что позволило им позалазить еще несколько сложных маршрутов, а Рустаму еще и выиграть соревнования по болдрингу!

...Когда я возвращался к себе, проезжая через перевал Сен-Бернар (родина одноименных собачек :) ), я подумал, что если даже я больше никогда не попаду в Деверсе, этот район навсегда запомнится мне, как потрясающе красивое место, как радость общения с друзьями и точка очередного преодоления себя. Да и вообще, надо туда вернуться, там еще столько интересных и сложных маршрутов!!!... :) ;)

Текст (с) Medun

Фотографии (с) Medun, Рустам Гельманов, Маша Агафонова, Вова Мурзаев, Кирилл Дьяконов, Костя Савельев.

Отдельное спасибо A_J за компанию и отличные фотографии.