Таиланд

Ton Sai Wall, маршрут Love for Travelling, 7a. Евгения Боброва В последние несколько лет каждую зиму сталкивались с одной и той же проблемой - куда поехать на Новый Год. Требования были просты - хотелось полазить по теплым скалам. Самым доступным и дешевым вариантом был и остается Крым. Но, к сожалению, зимний Крым подобен лотерее - далеко не каждый год на Новогодние праздники бывает настолько тепло, чтобы можно было полазить. Пару лет назад мы встретили Новый год в Испании. Поездка была отменной, но в связи с резким подорожанием евро, она казалась уже не такой дешевой. Когда мы планировали поездку в Испанию в 2002 году, мы рассматривали в качестве альтернативы Таиланд. В этом году экзотика взяла верх. После долгих обсуждений решено было поехать на Тай.

Ton Sai Wall, маршрут Love for Travelling, 7a. Евгения Боброва Как обычно, подготовка к поездке началась со сбора информации. В интернете мы нашли интересный сайт, посвященный скалолазанию в Таиланде. Кроме того оказалось, что за год до нас Серик Казбеков и Наталия Перлова уже побывали на Тае. Воспользовавшись нашим с ними знакомством, нам удалось получить конусльтацию (большое спасибо Наташе и Серику за информацию). Итак, решение было принято - Таиланд!!

Лучшим временем для поездки является период с конца ноября по начало марта. Это самое сухое и холодное время. Нормальная температура воздуха 25-30 градусов, вода в Андаманском море 25-30 градусов. Существенный минус - большое количество скалолазов, особенно на Новый год. Лучше всего ехать с середины января или в феврале, так как в это время не так людно. С марта по июнь жарко. С июля по ноябрь - дожди.

Ton Sai Wall, маршрут Spanish Wreck, 7c+, Дмитрий ИншаковВ Таиланде есть два крупных скальных района - Chang May на севере, и Ton Sai на юге. Мы решили поехать в Ton Sai, так как там больше дорожек. Из Москвы можно лететь либо в Бангкок, либо на Пхукет. Пхукет ближе и удобнее (из него добираться либо два часа морем, либо те же два часа на автобусе по суше). Но, к сожалению, туда летают только чартерные рейсы (например Трансаэро). Купить билеты на Новый год нам не удалось. Поэтому нам осталось только одно - лететь через столицу Таиланда Бангкок. В Бангкок из Москвы летают несколько авиакомпаний. Конечно гораздо удобнее был бы беспосадочный рейс Аэрофлота. Но они взвинтили цены на билеты на интересующие нас числа до безумных высот (за один билет экономкласса в оба конца с нас запросили порядка двух тысяч долларов), поэтому самым приемлемым для нас оказался рейс Туркменских авиалиний с пересадкой в Ашгабаде (для справки - билет в оба конца до Бангкока на новый год стоил 670 долларов, в остальное время 460). Сразу можем сказать, что никаких проблем ни с перелетом, ни с пересадкой у нас не было.

Rai Lay EastТайскую визу можно сделать в Москве. Спустя неделю после предоставления всех документов (справки с работы, паспорта, анкеты), можно получить визу с максимальным сроком действия 2 месяца. Стоимость такой визы порядка 20 долларов. Если же ехать на срок до двух недель, то можно поставить визу прямо в аэропорту по прилету. Получение визы заняло у нас около 40 минут. Стоимость - 30 долларов. Для получения визы необходим паспорт со сроком действия не менее 6 месяцев и 2 фотографии. Еще на половину срока действия визу можно продлить на месте. Мы просрочили визу на 1 день, в момент отлета нам просто закрыли недостающий день, не взяв с нас никакого штрафа. А вообще официальный штраф за каждый лишний день - 200 бат (около 5 долларов). Еще стоит добавить, что при вылете обратно надо платить аэропортовый сбор. В 2004 году он составлял 500 бат с человека (12.5 долларов). Всю полезную информацию по поводу документов, виз, билетов и прочего можно найти на этом сайте.

Ton Sai Wall, маршрут Stalagasaurus, 6a+, неизвесный японецК сожалению, прилетом в Бангкок вся дорога не заканчивается. Следующий пункт назначения - это Краби (столица одноименной провинции). Туда можно лететь внутренним рейсом (120 долларов в 2 конца с человека) или ехать на автобусе. Мы, к сожалению, не забронировали заранее внутренний перелет, а 27 декабря, когда мы прилетели в Бангкок, ни одного свободного билета не было. Так что нам оставалось только одно - ехать на автобусе. Поначалу нас очень пугала такая перспектива - особенно после того, как мы погрузились в непривычную для нас суету столицы Таиланда. Автовокзал (Southern Bus Terminal) поражал своей кипучей беспорядочностью - куча касс, куча автобусов и совершенно не понятно куда обращаться. Единственное в чем мы были твердо уверены, так это в том, что нам нужно в Krabi, и что автобус мы хотим только VIP. Билеты мы покупали следующим образом - нашли нужный нам автобус, потом выяснили где на такой можно купить билеты. Оказалось, что их продают в небольшой конторке, принадлежащей турагенству, рядом с автостанцией. Уже впоследствии мы узнали, что еще билеты можно купить практичестки в любом турагенстве в центре Бангока (а их там не мало). У нас было полдня до отправления автобуса, но мы их проспали в гостинце в центре города (сказалась разница во времени и утомление от перелета). Итак, в 9 часов вечера вместо 8, мы отправились на комфортабельном автобусе из Бангкока в Краби. Переезд (а ехать там 940 км) занял около 10 часов, так что в 7 утра по местному времени мы были в Краби.

Богомол Отдельное слово стоит сказать про национальный колорит и дорожное движение. Начнем с того, что движение в Тае левостороннее. Поэтому любой переход дороги поначалу вгонял нас в ступор. Совершенно не понятно было откуда поедут машины. Мы еще раз порадовались, что отказались от мысли взять машину напрокат. Как можно ездить все время по встречке, да еще и ориентироваться по тем совершенно непонятным надписям на таи (местный язык), что украшают дорожные указатели?! Ради справедливости правда стоит сказать, что большинство указателей (но не все) на крупных магистралях продублированы на английском. А вообще подавляющее большинство местного населения говорит по-английски. Но, видимо, местный язык накладывает определенный отпечаток, и поэтому у нас постоянно возникали сомнения в том, правильно ли мы понимаем их английский.

Rai Lay. Вид на сектор Happy Island с пляжа Para Nang Из Krabi есть два способа добраться на Ton Sai. Можно доехать на long tail boat (лодка, в нашем понимании аналог маршрутки) до Rai Lay (около 50 минут), перейти на другую сторону поселения, далее либо пройти пешком по не очень хорошей тропе, либо подъехать еще на одной лодке. Второй, более удобный вариант, это доехать по суше до Ao Nang (из Краби такси стоит 8 долларов, местная маршрутка 0.5 доллара с человека, очень колоритный вид транспорта), а затем еще 10 минут на лодке до места. Ton Sai - это отдельная бухта между двумя курортными местами - Rai Lay и Ao Nang. К счастью для скалолазов, она не настолько хороша для купания, чтобы привлекать пляжников. Добраться туда можно только по воде на лодке. Жилье там есть на любой вкус - от дорогого с кондиционером и горячем душем (около 20-25 долларов в день), до недорогих плетеных из бамбука бунгало с кроватью под москитной сеткой, вентилятором и холодным душем (что при температуре +25-30 градусов и днем и ночью совершенно не напрягает) и туалетом. Несмотря на огромное количество скалолазов, которые собираются там на Новый год, мы легко поселились в Ton Sai bungalow за 5 долларов в день за двоих.

Японец на маршруте Greed, 8с, сектор Dum's Kitchen Единственным недостатком нашего бунгало оказалось наличие дыр, в которые могут пролезть обезьяны. Более вредных животных мы еще не встречали. Они влезли к нам в домик, уничтожили все запасы еды и привезенного из Москвы изостара и устроили там полный разгром. Это была одна стая, состоящая из 50 голов, которая кочует по всей бухте Ton Sai. Периодически они нападают даже на кафе и ведут себя при этом нагло и агрессивно.

С питанием на Ton Sai нет никаких проблем - есть куча кафе, где можно позавтракать, пообедать или поужинать. Ужин на двоих с пивом (это была одна из самых дорогих позиций меню) обходился от 8 до 10 долларов, при средней стоимости одного блюда 1.5 доллара. Еда в курортных местах адаптирована под европейцев. Так что готовить самостоятельно абсолютно не хотелось. С питьевой водой также нет проблем - ее можно купить в любом небольшом магазинчике, которых там не мало.

Вид на бухты Ton Sai (слева) и Rai Lay West (справа). Ну вот, наконец, мы и добрались до самого интересного - до скал. Тайские скалы поражают сразу. Они не похожи ни на что - мы побывали во многих скалолазных районах Франции, Испании, но ничего подобного не встречали. Повсюду со стен свисают сосульки разных размеров. Благодаря им лазание становится полностью трехмерным. Ton Sai один из немногих районов, где рядом соседствуют интереснейшие шестерки, семерки и восьмерки. Скалолаз любого уровня сможет найти дорожку под себя. Большинство из трасс нависает, на них присутствует крупный рельеф. Есть и многоверевочные маршруты.

Ton Sai На этот район существует несколько гайдбуков. Их можно купить как в самом Ton Sai, так и в Rai Lay, где находятся скалолазные школы, их выпускающие. Большой плюс Тая в том, что туда может приехать новичок, нанять себе инструктора и начать лазить с нуля. Когда мы искали информацию по Таю в инете, мы нашли отчет человека, далекого от скалолазания, который несколько дней полазил в такой скалолазной школе. Надо сказать, что он остался очень доволен. Еще стоит заметить, что между гайдбуками существуют расхождения по классификации трасс. На наш взгляд, самым точным (но к сожалению не самым полным по количеству трасс) был "Rock Climbing in Thailand" by Wee Changrua and Elke Schmitz, 2002. Более полный гайдбук - "King Climbers. Route Guide Book", 4 издание, 2002. Зимой 2004 года еще один новый гайдбук готовился к изданию. При скалолазных школах есть магазинчики, где можно купить скальные туфли и магнезию.

В long tail boat Трассы на Ton Sai пробивали как приезжие, так и местные скалолазы. Есть сектора, где все дорожки пробиты известными скалолазами. Например, большинство дорожек в секторе Hueco Wall пробивал Todd Skinner. Вообще стоит заметить, что своим любимым районом Ton Sai называют многие известные скалолазы.

Так как район находится на побережье, то шлямбура быстро выходят из строя и разрушаются. За состоянием крючьев местные скалолазы хорошо следят и регулярно их перебивают. Из-за этой специфики, на многих дорожках страховка осуществляется не на шлямбурах, а на веревочных петлях. Есть дорожки, на которых вся страховка только на петлях. Почти все спусковые станции оборудованы тремя точками. Пробиты маршруты достаточно часто.

Ton Sai Wall, маршрут Spanish Wreck, 7c+, Дмитрий Иншаков Дорожки в самом сложном секторе, Ton Sai Wall, начинаются прямо с пляжа. В этом секторе большинство трасс имеют категорию от 7а до 8b, хотя прямо посередине есть великолепная дорожка сложностью 6а+ (Stalagasaurus, очень! рекомендуем), которая идет по свисающим со стены сосулькам. В левой части стены находится кафе, на ступеньках которого можно посидеть попить пива и посмотреть на лазающих восьмерки людей. В этом секторе лазать можно утром (до 13), или перед закатом. В остальное время скалы находятся на солнце. В высокую воду с некоторых дорожек спускаешься прямо в море. В такое время особенным развлечением становится сдергивание веревки. Для вечернего лазания с левой стороны бухты есть замечательные сектора с несложными дорожками - в основном шестерками. Стоит заметить, что на Ton Sai вообще очень много простых дорожек, от лазания которых получаешь массу удовольствия. На большинство дорожек хватает 50-метровой веревки.

Краб В дни отдыха можно просто купаться в море, можно взять напрокат каяк, ласты и маски и уплыть на целый день на острова (каяк и две пары ласт и масок обошлись нам около 20 долларов за день). Масса возможностей есть для любителей дайвинга, а высокие нависающие стены привлекают туда фанатов base-jumping. А вообще в Ton Sai, Rai Lay или Krabi есть масса небольших туристических агенств, где любители достопримечательностей могут подобрать себе экскурсию.

Rai Lay. Вид на сектор Happy Island с пляжа Para Nang К сожалению, наши две недели пролетели как один день. Основной победой стоит назвать то, что Диме удалось вылезти трассу 8а+, хотя он сам утверждает что возможно это просто 8а. Вообще классификация трасс на Тае оставляет странное впечатление. С одной стороны кажется что трасса не очень сложная для заявленной категории, с другой стороны понимаешь, что нельзя сказать, что она проще, чем заявляется. Возможно это из-за того, что трассы другие, не такие как в Крыму или во Франции.

Rai Lay. Пляж Para Nang Обратно в Бангкок мы также добирались на автобусе (ночной переезд, билет на самый комфортабельный автобус стоит 17 долларов с человека с горячим питанием, на обычный двухъярусный автобус с кондиционером - 12). Еще день мы посвятили осмотру Бангкока, поселившись в гостинице в самом центре, на Khao San Road (двухместный номер с горячим душем и кондиционером 12-15 долларов). На следующий день мы распрощались с теплым и гостеприимным Таиландом и вернулись в холодную зимнюю Москву к тренировкам на скалодроме и работе. Eще некоторое время мы удивляли знакомых своим отнюдь не зимним загаром.

Японец на маршруте Greed, 8с, сектор Dum's Kitchen В качестве заключения лучше сказать просто - Таиланд это то место, куда мы планируем еще нe один раз вернуться, так как лучшего места для лазания мы еще не встречали.

Таиланд - это очень простая для поездки страна. Надо просто купить билет на самолет.

Дополнительная информация

  1. Национальная валюта - бат. Наступать ногами на купюры с изображением короля является преступлением. Курс валюты на январь 2004 года - 39.5 батт за доллар. Везти лучше доллары, так как обменный курс евро был хуже. Поменять деньги можно практически везде, курс обмена лучше в банке.
  2. Примерная финансовая раскладка на поездку на Новый год на двоих:
     
    Позиция Стоимость Итого на двоих Примечания
    Билеты 2 х 670 1340 Туркменские авиалинии, с пересадкой в Ашгабаде. В остальное время года билеты дешевле - 460 долларов
    Визы 2 х 30 60 В аэропорту на 2 недели, можно сделать в Москве на срок до 2 месяцев.
    Переезд автобусом в одну сторону 2 х 12 х 2 стороны 48 Билет на самом комфортабельном автобусе - 17 долларов
    Лодка от Krabi до Rai Lay 1.8 х 2 3,6 Фиксированная цена на лодку 70 бат. Лодка отправляется когда наберется не меньше 6 человек. Часто приходится подождать. Иногда местные пытаются разводить на деньги, но при решительном отказе платить что-то еще оставляют в покое
    Жилье в Ton Sai, бунгало с холодным душем 5 х 12 дней 72 Не на Новый год возможно найти жилье дешевле, найти более дорогой и комфортабельный вариант тоже не вопрос
    Питание 10 х 2 х 12 240 Питание в кафе
    Аэропортовый сбор при вылете 12.5 х 2 25  

    Итого около 1800 + дополнительные мелкие расходы, расходы на развлечения. Если лететь внутренним перелетом - то еще по 100 долларов дополнительно на человека.

  3. Полезные странички в интернете:
    • сайт, посвященный скалолазанию на Таиланде. В форуме можно найти ответы на многие вопросы, которые Вас интересуют.
    • Сайт Винского, посвященный самостоятельным путешествиям. Очень много информации по билетам, дороге, бытовым проблемам.
    • Сайт таиских авиалиний, осуществляющих полеты из Бангкока в Краби ежедневно 2 раза в день.
    • Сайт авиакомпании PB Air, летающей в Краби из Бангкока 3 раза в неделю.
    • Здесь здесь можно найти адреса некоторых, из доступных на Ton Sai бунгало.
    • Карта Rai Lay (и Ton Sai)
    • Информация о Rai Lay

 
Фотографии
 
Левая часть бухты Ton Sai. Сектора (слева направо) Eagle Wall, Cobra Wall, Fire Wall, Melting Wall Бухта Ton Sai, левая сторона, сектор The Monitor Wall Левая часть бухты Ton Sai Ton Sai Сектор Ton Sai Wall Ton Sai. Сектор Melting Wall
Вид на Ton Sai с viewpoint Левая часть бухты Ton Sai Ton Sai Wall, маршрут Love for Travelling, 7a. Евгения Боброва Сектор Ton Sai Wall Ton Sai. Левая сторона бухты Бухта Ton Sai, левая сторона, сектор The Nest
Ton Sai. Вид на сектор Dum's Kitchen Птичка Ton Sai Мартыш Вид с long tail boat по пути из Краби в Rai Lay Саня Цибанов после похода в лагуну
 

Авторы: Иншаков Дима и Кузьмина Лёля, 2004 год

Фотографии: Иншаков Дима, 2004 год

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100