Скалы в Хийтоле (Карелия) С. Петербург - Приозерск - Кузнечное - Ястребиное - Хийтола 12-15.06.2003

Итак, государство преподнесло нам великолепный подарок в виде четырех нерабочих дней, и мы стали решать, в какие бы дали податься. Планируемый велопоход по Подмосковью, равно как и байдарки, были отвергнуты из-за обещанного холода и дождей. Мы оценили прогноз погоды и увидели, что самое теплое место на карте в пределах разумной досягаемости, находится в Питере. Нам давно рассказывали о прекрасных скалах недалеко от Питера, что и повлияло на наше окончательное решение. В среду вечером мы оперативно покидали рюкзаки в машину и тронулись в путь.

"Девятка" не самое удобное средство передвижения на дальние расстояния для четырех человек с рюкзаками, но из имеющихся - самое быстроходное, поэтому мы ехали на "девятке", и после первых часов езды я стала ощущать себя килькой в банке. Рядом сидели еще три кильки, в нашей банке было душно, при создании маломальских щелей начинался сквозняк. В шесть часов утра мы прибыли в Питер. Ошалевшие от дороги, заказали по несколько чашек кофе с какой-то закуской в круглосуточно работающем кафе, после чего тронулись дальше. В столь ранний час центр Питера был пустынен, мы проехались по улицам, попутно любуясь городом. Перед зоолетием его подчистили, отреставрировали, похоже, даже переложили асфальт на центральных улицах. У меня впервые не возникло ощущения, что за пять минут до нашего приезда город бомбили.

Следующим крупным пунктом назначения был Приозерск. Каким-то чудом нам удалось преодолеть замысловатые питерские развязки, с третьей попытки попасть на мост, ведущий на другую сторону Невы, и вырваться из колыбели революции в нужном направлении. Около девяти утра мы были в Приозерске. Далее следовало Кузнечное, где планировалось остановиться. 18-ти километровую дорогу до Кузнечного явно строили финны. Шоссе изобиловало затейливым серпантином, на ровной местности неоправданным, при скорости свыше 100 км в час ехать становилось страшно. Ближе к Кузнечному асфальт вырождался в щебенку, ползти по этой стиральной доске было тяжко. В Кузнечном мы неожиданно дешево и комфортно устроились в местном общежитии, заполучив один, но довольно уютный номер на четверых с удобствами и кухней дальше по коридору. Решили не отдыхать - было жалко времени. Побросали вещи в номере и снова сели в машину.

События первого дня воспринимались нами, как во сне. Да мы фактически и спали на ходу после бессонной ночи. Шурик предположил, что мы разбились на серпантине и попали в рай и сейчас продолжаем что-то делать, просто не понимая того, что мы уже умерли. Я справедливо заметила, что если это и рай, то это мой рай, потому что здесь скалы, сосны и мох, да еще и ловится финское радио (в свое время я безуспешно пыталась выучить финский и зачатками знаний финского мата очень гордилась). Потом мне долго выговаривали то, что я не истребила в своем раю комаров и не договорилась о погоде.

У нас были карты и описания, как добраться до озера Ястребиного, вокруг которого во множестве присутствовали скальные маршруты. Описания разнились. Мы поехали по первому варианту и счастья не нашли. Дорогу преграждал разрушенный мост, и лишь непонятно откуда появившийся одинокий фермер бурно радовался нашему появлению, приняв нас за команду ралли (которые здесь иногда проходят) и ожидая бесплатного представления в виде штурма речки вброд. Мы не оправдали его ожиданий. Усталые, но не сломленные духом, извлекли второе описание и вновь выехали на трассу, решив подобраться к Ястребиному с другой стороны.

На втором маршруте дорогу по старой традиции преградил мост. Здесь мы были не одиноки. На мосту стояла застрявшая груженная "девятка", подъехав к которой мы увидели знакомые по Бауманке лица. Рядом сидел неразговорчивый абориген, сосал папиросу и наслаждался зрелищем того, как пятеро людей с высшим образованием пытаются извлечь из развалин моста застрявшую машину. С нашей помощью мост был частично восстановлен, "девятка" аккуратно переправлена на противоположный берег. Сами переправляться мы не рискнули. В отличии от ребят, которые приехали с палатками, нам нужно было после лазания возвращаться в Кузнечное, и Сереже вовсе не улыбалось дважды в день заниматься эквилибристикой на разрушенном мосту. Узнав от спасенных, что до озера рукой подать, мы бросили машину и налегке пошли вперед разведать обстановку.

Минут через двадцать ходьбы в быстром темпе, мы наконец достигли озера. Идя вдоль берега, выискивали пробитые маршруты. Первым попавшимся на пути был скальный массив Парнас. Все возможные и невозможные места были заняты веревками (которые вешались сверху, за деревья, шлямбура отсутствовали). На всех маршрутах висели неприветливые питерцы, их не менее неприветливые собратья страховали их внизу. Мы попытались поздороваться, нас проигнорировали. С третьей попытки нам удалось завязать разговор с дамой-скалолазкой бальзаковского возраста. На вопрос о сложности маршрутов, мы были критически осмотрены с ног до головы, после чего был задан впорос, откуда собственно мы свалились, что ничего не знаем. Мы проглотили обвинение в некомпетентности, после чего выяснили, что категории здесь не превышают 6b. За Парнасом, по рассказам, находилось Змеиное с более категорийными маршрутами, но вперед мы не пошли. Сказывалась бессонная ночь. Очень хотелось кушать и спать. Мы вернулись к машине, вновь преодолели серпантин до Приозерска, где и поужинали. После чего вернулись в Кузнечное и завалились спать.

На следующее утро мы были бодры, полны сил и готовы к бою. Последний умный шаг, сделанный накануне, состоял в том, что мы позвонили Сарапаеву и выяснили, где здесь собственно можно нормально полазить. Сергей Борисович порекомендовал не маяться дурью и ехать не на Ястребиное, а в Хийтолу, где машина может подъехать прямо под маршрут, а скалы сложнее и интереснее, чем в Змеином. Так мы и поступили. Хийтола находилась от Кузнечного ближе, чем Ястребиное, нужное место было найдено практически сразу. Мы поставили машину на обочине лесной дороги, где в изобилии стояли другие машины. Слева возвышался прекрасный скальный массив, при виде которого у меня потекли слюнки и зачесались пальцы. Не рассчитывая особо найти свободное место, мы прошлись вдоль стены налево, и на самом краю, о чудо, обнаружили рядышком три свободных маршрута. В голове завертелись обрывки альпинистских анекдотов, типа "обнаружив шлямбур с веревкой, не торопись туда лезть - здесь кто-то спускался". Но других вариантов не было. Я встегнулась, повесила на обвязку оттяжки и полезла наверх.

Идя по незнакомому маршруту с нижней страховкой, я обычно использую тактику "не мытьем, так катаньем". Не брезгую браться за оттяжки и на "он-сайт" не претендую. Я повесила восемь имеющихся на поясе оттяжек, посмотрела наверх и поняла, что до кольца их нужно как минимум еще столько же. Спустилась. Полез Сережа, повесил еще три. Мы рассчитали остаток веревки и поняли, что до конца ее не хватит. Надвязывать вторую не хотелось. Мы не были в полной мере осведомлены, как это правильно делается, и очень хотелось жить. Стали лазить с верхней. Попытки с третьей я прошла маршрут чисто, чем была довольна (как мы позже узнали, оценивался он где-то в 6с). Слева от нас расположились парень с девушкой. Мы разговорились, выяснили, что они тоже москвичи, но тренируются в основном в ДДСе. Я помогла им встегнуть первую оттяжку, припомнив Сарапаевские байки о том, как он повесил первую оттяжку какому-то иностранцу, за что одну оттяжку этот иностранец ему подарил. Оттяжки у ребят были старые, я усмехнулась про себя и продолжать славную традицию не стала.

Их маршрут был визуально сложнее, я оценила его в 7а и, как выяснилось, не ошиблась. С грехом пополам они провесили еще три оттяжки, после чего сломались. Уже позже я попробовала по нему пройтись, но техники на семерку мне явно не хватало. Чистого прохода не получилось. Сережа кинул вторую веревку через маршрут, на самую левую, еще свободную трассу. Я не мудрствуя лукаво полезла туда с верхней страховкой. К середине маршрута я поняла, что это минимум 7а, ближе к концу осознала, что ошиблась. В пределах проходимых мною категорий данный маршрут категорированию не подлежал, а особой разницы между 7b и 9а для меня не было. Гордость не позволила мне спуститься. Я провела наверху пятнадцать бесплодных и мучительных минут, пытаясь сделать невозможное (как то: выйти с левой руки, держащейся за мизер под два пальца, и на ногах, стоящих на трении, на зацепку, видневшуюся в полутора метрах наверху), на предпоследнем шлямбуре все же морально сломалась и махнула Сереже: "Спускай вниз". Как позже рассказали питерцы, маршрут был 7с, на котором, помимо прочего, известный местный скалолаз сбил некоторые искусственно прилепленные зацепы, пообещав "улучшить маршрут", но так ничего и не сделал.

Лазили мы долго, потом по традиции поужинали в Приозерске. На третий день маршруты нам достались попроще (два крайних правых маршрута, "за углом"). Я оценила их в 6а+ - 6b, мы с Сережей быстренько провесили их с нижней. Почти сразу я прошла их чисто, после чего начала извращаться в лазании с ограничениями. Зато получил удовольствие Шурик (в отличии от лазания первого дня, которое он расценил как чистой воды издевательство). Он был простужен, видимо, была и температура, но градусника, слава богу, не было, так что он решил считать себя относительно здоровым и не позволил организму мешать себе развлекаться. После перекуса в ресторанчике Приозерска, где нас уже узнавали в лицо, мы выяснили, где находится пристань и решили попытать счастья и съездить на Валаам.

На причале стояло много частных корабликов от мала до велика. Владелец первого запросил за услугу триста баксов. Мы слегка ошалели и пошли дальше. Владелец второго объяснил, что он что-то там приклеил эпоксидкой и раньше, чем через 24 часа, никуда не выйдет. Владелец третьего был в доску пьян, на мое неразумное предложение довести нас до Валаама и обратно за сто баксов, ответил "Мммминуттточку" и шатаясь исчез в неизвестном направлении. За время его отсутствия капитан клеющегося кораблика объяснил нам, что до Валаама три часа езды в одну сторону и меньше чем за триста баксов никто не поедет. Мы оценили ситуацию. Времени было шесть часов вечера. Лишних трехсот баксов с собой не было. Плюнули и развернулись обратно.

Вместо этого поехали осматривать крепость "Корела", находящуюся в том же Приозерске. В крепости снимался какой-то фильм, так что побродить свободно нам не удалось. Киношники вежливо, но настойчиво оттесняли нас за пределы своей территории. Я прошлась траверсом по внешней стене крепости, попутно поняв, что после двух бутылок пива и в горных ботинках, скалолаз я никакой, но, видимо, бог и вправду хранит пьяных, так что, как ни странно, я не сорвалась и не разбилась. В крепости было множество финских туристов. Финны от комплексов явно не страдали, двое из них, стоя лицом к стене, справляли малую нужду рядом с нами. Когда Ленка захотела неподалеку перелезть через стену, Шурик с финским акцентом произнес замечательную фразу, которая вызвала у нас приступ гомерического хохота: "Ленна, осторожжнее, здесь финника сиккала!"

Вечером, оставив больного Шурика в номере (предварительно растерев его водкой, влив остатки оной внутрь и запихнув туда же анальгетики), мы отправились на Ладожское озеро кататься на лодках. Прокат был неподалеку от Кузнечного при базе отдыха. База отдыха была старая, полуразвалившаяся, внизу в холле висел плакат: "В связи с плохим отношением к посуде, дирекция приняла решение посуду отдыхающим не выдавать. Привозите ее с собой!" Второе объявление содержало перечень требований к отъезжающим, типа: "заправить постель, подмести за собой пол и т.д." Шурик просил нас разузнать стоимость комнат при базе, дабы в следующий раз остановиться прямо на берегу озера, но желания остановиться здесь не возникло. Мы попросили напрокат лодку. Нас спросили, какую именно, и есть ли у нас с собой мотор. Я ответила, что сойдет и весельная, и иронично добавила, что весла мы, увы, с собой не привезли. Ирония понята не была, у меня отобрали паспорт, буркнули, что весла есть, и выдали нам жутковато скрипящее покореженное чудище.

Ленка предположила, что перед сдачей лодки мы обязаны будем ее помыть, покрасить весла, а краску должны были привезти с собой. Ощущая определенный дискомфорт от отсутствия паспорта, я пришла к выводу, что ее слова могут быть недалеки от истины, и нервно хихикнула. Плавание по озеру было замечательным. Вскоре мы пристали к небольшому островку и развели на нем костер. Ситуация была почти что походная, и я с удовольствием подумала о том, что в конце июля мы пойдем в настоящий байдарочный поход, где я получу свою долю счастья. Вскоре мысли о походном счастье потускнели, и я с неудовольствием подумала, что стоило бы захватить с собой пару бутылочек пива. Мысленно обругав себя зажравшейся городской амебой, я вновь настроила мысли на нужный лад и стала думать о чем-то возвышенно-походном.

Следующий день был последним днем нашего пребывания в раю. Проснулись мы рано и тут же рванули на скалы. В последний раз. Маршруты (чуть правее центра массива) нам попались простые. На левом виднелось еле различимое название "Эквилибрист". Похоже, эквилибрист попался какой-то вяленький, начинающий. Из-за ключа в середине, маршруту можно было с натяжкой дать 6а, но до и после ключа он вырождался в слабенькую пятерку. Правый тянул на 6а из-за последних двух оттяжек. Низ тоже не впечатлял. Мы полазили пару часиков, попрощались с гостеприимной Карелией и сели в машину. Впереди было двенадцать долгих часов езды до Москвы. Рай закончился. Видимо, это был экспериментальный рай, не навсегда. Видимо, в начале поездки, на том самом серпантине, мы все же остались в живых.

 

Автор: tbr

      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100