Индейцы, пираньи и муравьи
пиратский корабль "Гайола"
Педро
командор
Григорий
Мутанчи, йог, энциклопедист и культурист
Рональдо
Сильвио
автор

А также анаконды, кайманы, канджеру, жарараки, ары и многое другое, о чем мы обычно читаем в книгах и журналах или видим в фильмах, на самом деле не всегда оказывается таким, каким это все нам преподносят. Все это обрастает легендами и небылицами, люди рассказывают друг другу страшные истории, некоторые, чтобы заработать деньги, другие ради спортивного интереса, третьи, чтобы создать ореол необычного и таинственного. Все поведавшие туристы слушают, открыв рот рассказы о кровожадных индейцах, о том, как они съедают пепел своих умерших родственников, смешанный с бананами, или поджидают в засаде зазевавшегося путешественника с духовыми трубками, из которых вот-вот вылетят отравленные стрелы. На карте Бразилии, которую я купил в аэропорту, есть даже специальные пометки, что та, или иная дорога в сельве очень опасна, что проехать по ней можно только в светлое время суток и то без остановки...

Поэтому создается своеобразный стереотип индейца, как существа дикого, отсталого, не идущего ни на какие контакты, обманчивого, лживого и коварного. Так ли обстоит дело в действительности? А если попробовать понять этих людей, посмотреть на мир их глазами и попытаться разгадать тайны, которые связаны с необычной культурой Нового Света, существовавшей задолго до прихода конкистадоров и, возможно, существующей и сейчас.

Вопрос происхождения аборигенов Нового Света начали задавать себе еще первые европейцы, высадившиеся в Америке. Туземцы были похожи на жителей всего остального, известного мира и в тоже время отличались от них не только внешне, но и своей культурой, философией и мировоззрением. Не долго думая, Колумб окрестил их индейцами, поскольку официальной версией своих стремлений открыть новые земли он объявил поиски западного пути в Индию. С этого все и началось. Когда выяснилось, что открытые земли и их жители оказались Новым Светом, каждый задумывающийся человек, будь-то конкистадор, монах или ученый, сочли своим первостепенным долгом выяснить, как эти люди оказались на новом материке, откуда они вообще взялись и произошли ли они от тех же Адама и Евы, что и все остальное человечество.

Самое первое предположение высказал известный защитник индейцев, монах Бартоломео де Лас-Касас, который в начале XVI в. определил их как потерянное колено Израилево. Христианские теологи немного позднее ухватились за эту теорию и бурно развили ее. В 1649 г. британский миссионер Эдвард Уинслоу написал в трактате с громким названием "Теория индейцев-евреев", что нашел потерянное колено Израилево" в Новом Свете, сославшись на сходстве в культуре и в антропологических данных. В 1775 г. Джон Адэр в "Истории американских индейцев" объяснял своему читателю, что индейцы так деградировали, что забыли многие иудейские обычаи и ритуалы.

Его лингвистические упражнения подхватят впоследствии многие исследователи индейского вопроса и найдут сходство в различных индейских языках почти со всеми языками Старого Света. Адэр же остановился только на таких примерах как: обозначение Бога - "Иегова" - перешло у индейцев в "Йо-Хэ-Ва", а "Мессия" стало произноситься как "Мешиха-Йо", а "Аллелуйа" превратилось в "Халелу-Йа". И вообще Америка - это страна Офир, к которой когда-то отправились корабли царя Соломона.

Все это продолжили и развили мормоны. По версии Книги Мормона, первыми колонистами Америки стали иаредейцы, народ, бежавший с места строительства Вавилонской башни. 2400 лет тому назад иаредейцы приплыли в Центральную Америку, однако впоследствии были уничтожены за отступничество.

Вторая "группа" колонистов оставила Израиль около 600 года до н. э. и высадилась на западном побережье Южной Америки. Эти колонисты вскоре разделились на два враждующих лагеря - нефийцев и ламанийцев; последние были прокляты за свои грехи и стали темнокожими. Книга Мормона утверждает также, что нефийцам являлся сам Иисус Христос. В 385 г. н.э. ламанийцы разбили нефийцев в сражении при холме Кумора; таким образом, белокожее население Америки было практически уничтожено. Спустя четырнадцать веков американец Джозеф Смит-младший, ведомый ангелом, раскопал Книгу Мормона, выгравированную на золотых листах "исправленными египетскими иероглифами". При божественном посредничестве и с помощью волшебных "камней в серебряных оправах" под названием "Урим и Туммим" Джозеф Смит сумел перевести Книгу на английский; затем золотые пластины были скрыты от человеческих глаз. После опубликования Книги в 1830 году Смит стал пророком Церкви Иисуса Христа святых последних дней, членов которой называют также мормонами.

Уже в XX в. некоторые отмечали "поразительное" сходство семитских языков с такими языками в Южной Америке, как кечуа и аймара. С какими только языками не сравнивали языки аборигенов Америки. Так доктор филологических наук из Татарстана А. Г. Каримуллин в работе "Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы" сравнил тюркские языки и некоторые языки индейцев, в частности племени сиуксов в Северной Америке, и пришел к выводу о родстве этих языков.

Хотя его работа и вызвала восхищение и поддержку неспециалистов, доводы его, на мой взгляд, не являются убедительными. Пытаясь найти сходство, он начал с того, что как тюркские, так и американские языки по своей типологии относятся к так называемым агглютинативным языкам, что характерно и для других мировых языков, в частности финского. Его лексические примеры, которые якобы подтверждают родство, тоже неубедительны. Чтобы в полной мере сравнивать тот или иной язык необходимо владеть обоими языками на очень высоком уровне, знать все семантический, фонетические нюансы, владеть диалектами или вариантами языка и многое другое. А выбирать в словарях похожие слова по звучанию, тем более, не зная правильного произношения, да и к тому же зачастую составленными неспециалистами (я имею в виду словари индейских языков) - это довольно примитивный подход. Только носитель языка или человек, проживший в среде общения много лет, может знать все тонкости значений слова. Если же следовать опыту множества исследователей практикующий вышеуказанный подход к проблеме, то при желании можно найти "сходство" в звучании и отдаленное "сходство" в значениях слов любых языков. Однако, не буду углубляться в лингвистические дебри и приведу примеры еще необычных гипотез.

Среди самых экзотических предположений можно отметить гипотезы, считающие индейцев потомками монголов - воинов Чингиз-хана, которые отправились на покорение Японии, жителями Атлантиды, Лемурии, Пацифиды, континента Му и Антарктиды, которая когда-то была свободна ото льдов. Необычной явилась теория антрополога и лингвиста доктора Германа Вирта. Он возглавлял тайный институт СС "Аненербе" в гитлеровской Германии, занимался расовыми исследованиями в области происхождения человечества. Вирт написал несколько книг о происхождении человека, организовал экспедицию на Тибет, однако не сошелся во взглядах с фюрером по некоторым вопросам и был отстранен, обвинен в заговоре и арестован. Так вот, сравнивая антропологический облик европеоидов и североамериканских индейцев, Вирт пришел к выводу о близком родстве этих двух рас.

Современная ортодоксальная наука придерживается мнения, что жители Нового Света стали таковыми, перейдя из Азии на новый континент через перешеек, который существовал на месте теперешнего Берингова пролива. Вследствие огромности нового материка и соответственно разнообразия его природных условий, аборигены Америки стали так сильно различаться между собой. И действительно, эскимосы, североамериканские индейцы, индейцы центральной Америки, амазонские индейцы, жители Анд и туземцы крайнего юга Южной Америки во многом отличаются между собой антропологически. В тоже время они имеют сходство с двумя главными расами; европеоидами, монголоидами, и сходство это говорит скорей не о смешении двух этих рас, а о том, что американоиды представляют собой четвертую расу на нашей Земле.

Общаясь с индейцами Анд и Амазонии, я заметил сходство в их мировоззрении при значительных морфологических отличиях. В Амазонии я понял, почему очень часто возникают проблемы между индейцами и всеми остальными жителями того или иного района Америки, будь-то потомки европейцев, африканцев или метисы. Индейцы во многом смотрят по-другому не только на окружающий мир, но и на человека вообще, на взаимоотношения между людьми. Их понятие о времени, пространстве, возникающих проблемах другое, нежели у всех остальных.

Становится понятным реакция проводника Педро (индейца из племени тукано) на наши постоянные, нетерпеливые вопросы: Сколько осталось идти до Барселоса или Санта Изабелл? Для него наше нетерпение не совсем понятно, ведь по большому счету ответ на этот вопрос ничего не изменил бы, кроме удовлетворения праздного любопытства. Подобного типа вопросы, задаваемые достаточно часто и назойливо, могли бы вывести из равновесия любого другого, но не индейца. Он также спокойно, возможно в отместку, отвечал свои излюбленные: "дос орас", что означает "два часа". Нас это смешило и раздражало. Наш проводник Сильвио, слыша все это, спокойно улыбался, он лучше нас знал индейцев, поскольку сам наполовину индеец или на четверть, это неважно, он всю жизнь общается с ними.

Для Педро понятие времени не так важно, как для нас, ведь человеку, который всю жизнь провел в сельве, такие незначительные промежутки времени как несколько часов не имеют значение, понятие день-ночь, светло-темно - это другое дело. Техногенная цивилизация поставила в жесткую зависимость современного человек к счетчику времени - часам, в этом мы тоже отличаемся от индейцев.

Или такой пример: Вы спрашиваете у таксиста в городе, когда ожидается прибытие в конечную точку поездки, а он отвечает, что тогда, когда он перестанет рулить, тогда и приедете. Вы решите, что он псих, или у него такие шутки. Для индейца это вполне нормальный ответ, на совершенно никчемный, по его мнению, вопрос. Именно так и отвечал и наш Педро на подобные вопросы. Мы могли бы счесть это за местный юмор, если бы Сильвио не рассказал нам анекдот про случай в аэропорту в Боливии: на вопрос нетерпеливого пассажира, когда он наконец-то вылетит из Ла-Паса, служащий индеец ответил ему, что это произойдет тогда, когда пилот запустит мотор и самолет взлетит.

Здесь в Амазонии мне пришла в голову мысль, что при общении с индейцем мало знать язык или иметь хорошего переводчика, надо "настроится на его волну", учитывая, его взгляды на окружающий мир, мир, который существует реально вокруг нас, и другой - мир духов и богов. Отношение индейца к жизни нельзя назвать примитивным, оно просто другое. Это раздражает европейцев и местных креолов. Именно поэтому, слушая наши вопросы и ответы, Сильвио бросил сакраментальную фразу, когда я в недоумении смотрел на него: "Вот почему индейцы и не имеют никаких прав в стране". И это не только в Бразилии, но и в такой казалось бы "индейской" стране как Перу. Нас поразило, что индейцы боятся или стесняются говорить на родном языке. Когда в районе Куско я попытался поговорить с девочкой-торговкой на языке кечуа, она понимала меня, но отвечала по-испански. А на настойчивую просьбу ответить на кечуа, (я хотел услышать произношение), долго смущалась, прежде чем заговорила. И это не только дети. Мы узнали, что в семьях они говорят на родном языке, а "на людях" по-испански.

О способностях индейцев говорит тот факт, что Педро, каким бы простым и примитивным он не казался на первый взгляд, владеет не только разными диалектами индейцев тукано, но и знает "обще южноамериканский" язык гуарани, португальский и довольно сносно общается по-испански. Гуарани - это что-то вроде английского для нас. На гуарани общаются между собой индейцы, живущие по правую сторону от Анд. Как не удивительно, но в Южной Америке и до прихода испанцев и после существовало два "международных" языка - гуарани и кечуа, на последнем общаются индейцы Анд в таких странах как Перу, Эквадор, Боливия, части Чили и Аргентины. Наличие подобного факта, подтверждает, что не так просты индейцы, как некоторым кажется, именно тем, которые считают их примитивной ни к чему непригодной расой.

Изучая культуру инков, я нашел много следов, говорящих о контактах между инками или их предшественниками и индейцами Амазонии. Иногда у меня появляется совершенно фантастическая мысль - когда-то задолго до прихода европейцев народы этого континенты были более развиты, существовала цивилизация с технологиями, которые до сих пор остаются для нас загадкой. Потом что-то произошло, развитие остановилось и начало постепенно затухать. Постепенно Старый Свет обогнал Новый и, наконец, захватил его… Достаточно вспомнить о тех строительных технологиях, которыми владели предшественники инков, а видимо все-таки они, а не инки, строили необычные сооружения Священной долины в Перу. Отсутствие письменности в Южной Америке, по мнению большинства исследователей говорит о низком уровне развития цивилизации, те же исследователи почему-то совершенно не принимают в расчет такую систему записи информации как кипу. Секрет кипу сейчас полностью утерян, но мы знаем по упоминаниям испанских хронистов XVI в., что кипу обладало большими возможностями. Когда я разговаривал с профессиональными программистами, объяснял, как кипу было устроено, как с помощью этих веревок с узлами производили арифметические действия и как могли записывать тексты (предположительно), они в один голос утверждали, что по своей структуре эта система похожа на компьютерную базу данных. Подобным образам работают современные программы, и если человеку, незнакомому с компьютером, объяснять, как они работают, то кипу может служить отличной иллюстрацией. Можно привести много интересных примеров тому, что знали и умели когда-то люди Нового Света, но это тема отдельного разговора…

Проанализировав причины неудач нашего путешествия, я пришел к выводу, что наша цель была изначально недосягаема, поскольку мы не приняли во внимание не только необязательность и безалаберность бразильцев, их "пофигизм" сродни русскому, но и "индейскую ситуацию", сложившуюся в Амазонии. Индейский вопрос во внутренней политике Бразилии разрабатывался давно, но методом проб и ошибок. Возникало много специальных комиссий и организаций, которые должны были регулировать взаимоотношения индейцев и другого населения страны. Но множество ошибок и неудач привело к тому, что мы сейчас имеем. А имеем мы FUNAI (Fundscion Nacional India del Gobierno del Brasil - Национальная Ассоциация по делам индейцев правительства Бразилии), которая пытается защищать права коренного населения Амазонии. Причем сначала они пытались как можно большее количество племен познакомить с современной цивилизацией ускоренными темпами.

Под их бдительным оком прокладывались дороги, открывались и разрабатывались месторождения, вырубались леса. С помощью миссионеров они "заставляли" индейцев селится в поселках общинами или даже отдельными семьями. Лишившись привычного образа жизни, туземцы начали болеть новыми болезнями, умирать, и многие племена полностью вымерли. Оставшиеся в живых и приспособившиеся индейцы начали потихоньку возмущаться и роптать, создавая свои "ассоциации" в свою же собственную защиту. Посмотрев на все это, FUNAI изменили политику и начали ограждать вновь открытые племена от губительной цивилизации. Примером тому служит народность яномами, которых вот уже на протяжении многих лет представители бразильского правительства представляют страшными дикарями, кровожадными убийцами. Встретиться с ними невозможно. Даже когда бразильская армия проводит учения, бдительные FUNAI следят, чтобы солдаты случайно не проникли на их территорию. По рассказам самих представителей FUNAI возможны только контакты со стороны избранных медицинских организаций. Искусственно созданная ситуация с этими племенами завела в тупик. С другой стороны, бывший руководитель организации Сидней Посуелло, который раньше усиленно открывал новые дикие племена, заявляет, что существуют два типа племен "контактные", которые сами идут на встречу цивилизации и "неконтактные" - можно обнаружить только их следы, но встретиться с собой они не позволяют никому. Яномами изначально относились к первому типу, но столкнулись с представителями промышленных компаний, золотоискателями добытчиками каучука и лесорубами, которые смотрели на них как на диких животных, следуя девизу белых авантюристов "Хороший индеец - мертвый индеец".

Теперь яномами и не живут прежней жизнью, и не могут в полной мере приспособиться к цивилизации. Наша же встреча с FUNAI произошла в Барселосе, который когда-то был столицей бразильской Амазонии. Барселос расположен на правом берегу Рио-Негро в 496 км. по реке от Манауса. Сначала это была индейская деревушка Мариуа, где монах Матиас Сан-Бонавентурас основал в 1728 г. католическую миссию Нашей Госпожи в Мариуа. Через 30 лет поселение стало городом, получив название Барселос и статус столицы капитанства Сан-Хосе де Рио-Негро.

Накануне отъезда из Манауса Сильвио заявил, что все юридические формальности, связанные с посещением индейцев уже решены, и нам не нужно дополнительно спрашивать разрешения у властей. Но через несколько дней пути оказалось, что необходимо встретиться с руководителем организации в Барселосе. Вечером, когда мы сошли на берег, и Педро отправился договариваться о встрече, выяснилось, что "фунаи" уехали рыбачить, и "переговоры" состоятся в лучшем случае утром, а может быть и днем следующего дня. Короче, обычный латиноамериканский спектакль разыгрывался по стандартному сценарию. Наверное, чтобы показать всю серьезность нашего путешествия, Сильвио с каждой новой сотней километров показывал нам новые сюрпризы. Встреча состоялась утром, мы отправились все, только не взяли повариху и капитана. Нас встретил добродушный бразилец высокого роста, который солидно развернул на столе карту местности. За стол сели главные переговорщики - Сильвио, Педро и я. Сильвио говорил по-испански, чтобы я тоже понимал. Педро сидел с каменным лицом, на карту он не смотрел, а только изредка качал головой.

-Вы можете посетить любое племя, кроме яномами. - начал фунаец, убедительно посмотрев на меня. Я сказал, что мы и не собирались посещать яномами. Бразилец довольно кивнул головой и продолжил, водя пальцем по карте:

-Вот здесь на Дамини (приток Рио-Негро) стоят араваки, туканос… Для убедительности он перечислил еще несколько племен и закончил:

-Но вы не сможете туда пройти, потому что на пути встало одно из племен народности яномами. Короче, он объяснил, что нам лучше идти дальше по Рио-Негро, может в районе Санта-Изабелл, что-нибудь получится. На этом закончились переговоры. Бразилец проводил нас до двери, где столпились остальные члены нашей делегации, пожелал удачи и счастливого пути.

Позже, на яхте, Сильвио много говорил о том, какая солидная организация FUNAI, как много она делает для защиты яномами. И вообще, не легкое это дело организовать посещение индейцев. Ради интереса я спросил его, возможно ли официально связаться с главным офисом FUNAI, договориться, заручившись поддержкой какого-нибудь московского университета или даже Академии Наук, о посещении яномами. Он ответил, что можно. Будут долгие переговоры, волокита и все такое прочее, но, в конце концов ничего не получится. После всего этого мы забыли о "фунаях" и поехали ловить пираний.

Как оказалось поймать пиранью не так уж и просто, для этого требуется определенный опыт. И ловится она не везде, а только в затопленной сельве в светлое время суток. На крючок невероятных размеров (такими крючками на Волге ловят осетров) насаживается кусок мяса, стальной поводок и леска миллиметра 2-3 толщиной. Все, предварительно, хлопают ладонями по воде, чтобы привлечь рыбу, затем опускают снасть прямо у борта лодки или, наиболее опытные, закидывают метров на 5, обычно через ветку, которая служит сторожком. Ждешь, когда "тукнет", и надо успеть подсечь. Если повезет, то вытаскиваешь рыбину, которая яростно щелкает челюстями, издавая при этом толи хрип, толи кряканье. Снимать с крючка пиранью сами мы не решались, это делали за нас проводники, предварительно оглушив рыбу ручкой мачете.

Пиранью трудно подсечь, но зато она будет подходить к наживке пока ее не вытащишь сам или кто-нибудь из твоих спутников. Поймав 5-6 рыбин, приходится менять место. Зная по рассказам о нападении пираний на людей, мы были несколько шокированы, когда Сильвио нырнул в воду, чтобы отцепить застрявший крючок, а перед этим он выловил 30 сантиметровую черную пиранью, зубы которой представляли собой равносторонние треугольники со сторонами по 8 миллиметров.

Существует более 30 видов пираний, 25 из них хищники, остальные травоядные. Мы ловили обыкновенных пираний (Serrasalmus piraya), белую и черную разновидность. В действительности слухи о нападениях пираний, когда от человека остается в щитанные минуты один скелет, как говорится, сильно преувеличены. На самом деле, пиранья довольно пугливая рыба, подверженная стрессам и возможно нападает стаями только в периоды бескормицы, во время нереста, когда плохие условия заставляют их сбиваться в большие стаи. В общем, явление не такое частое, как принято считать. Возможно нападение отдельных рыб, если есть кровоточащие раны. Когда пиранья захлопывает челюсти, зубы ее устроены так, что они как ножницами вырезает кусок мяса, из-за болевого шока, попавший в воду человек, может просто утонуть. Пираний нет на открытой воде и быстром течении, поэтому местные дети спокойно купаются по берегам Рио-Негро...

Уже на обратном пути куря на носу яхты около рубки, Сильвио таинственно проронил:

- Мы скоро будем проплывать мимо Айру Веллю (Старый Айру), это небольшой городок, жителей которого в 40-х годах съели муравьи. Хотите посмотреть?

Мы, конечно же, согласились. Еще бы, такое экзотическое место. Мы уже представляли, как муравьи размером с палец ночью набросились на бедных людей и обглодали всех до скелетов. Сильвио продолжал рассказывать душещипательную историю о том, что пока мужчины были толи на охоте, толи на рыбалке, их семьи погибли в своих домах. Никто не смог добраться до спасительной воды. Муравьи (к стати очень маленькие, но зато их было много) появились неожиданно из-под полов домов. Со скорбным видом Сильвио показывал нам развалины Айру и тех самых муравьев, которые больно кусали нас за ноги. От домов остались развалины, кое-где только фундаменты. Стены оплетали стволы тропических деревьев и лианы. На развалинах висели таблички, на которых можно было прочитать, что там была школа или церковь или дом владельца городка Бизерры. Сильвио продолжал нагнетать таинственность:

- Бизерра и его помощники были очень жестокими людьми. Они нещадно эксплуатировали индейцев и добытчиков каучука. Многие из них погибали от голода и тяжелой работы. А потом случилось это несчастье. Наверное, в отместку шаманы наслали на португальцев муравьев.

В процессе "экскурсии" мы подошли к стене дома, на фронтоне которого можно было разобрать годы: 1900 - 1950. Я спросил у нашего проводника, как это понять, он пожал плечами, ответив, что значит это было в 50-е годы и повел нас смотреть местное кладбище. Тут у нас появились сомнения в правдивости всей этой истории. Сомнения наши в последствии подтвердились. Вот, как было на самом деле

В 1900 году братья Франциско, Хозе, Педро и Жоао Бизерра по одной версии создали предприятие, по другой "приватизировали" по добыче каучука. В 20-х годах XX века их производство было самым крупным в этом регионе. В 1927 году Жоао умер, иго сын (тоже Жоао) продолжил его дело, работая вмести со своими дядюшками. В начале Второй мировой войны регион получил новые инвестиции, и производство каучука начало приносить еще большую прибыль. Но после войны все пришло в упадок. Жители начали покидать городок, переселяясь в Новый Айру, что был ближе к цивилизации и гораздо крупнее старого. Дольше всех сопротивлялся Жоао Бизерра, но и он вскоре переехал в Новый Айру, где как говорят, и живет поныне. Вот такая незамысловатая история, хотя про муравьев было интереснее.

Я думаю, может проинформировать Сильвио на счет этих событий, а то, вдруг, он не знает и продолжает рассказывать красивые сказки туристам. Впрочем, за это ему и платят деньги.

Об анакондах, кайманах говорить не буду, замечу только, что ананасы в Бразилии очень сладкие...

 
Автор: Игорь Петреев (Амазония, Рио-Негро август 2003)
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100