Скало-лазание и фанеро-лазание

Данные материалы были подготовлены Бауроком для публикации в журнале "Риск онсайт". Остальные интервью можно прочитать в 20-ом номере "Риска".

Интервью с Сулимовским Николаем Васильевичем:

Скало-лазание и фанеро-лазание - их сходство и различие?
Прочитав вопрос, на который мне предложили ответить, чем отличается скалолазание от фанеролазания, я споткнулся на этом слове, потому что увидел его впервые. Оно показалось смешным, неуклюжим и несколько пренебрежительным, хотя и было очевидным. Ведь действительно, лазаем по фанере. Фанеродром! В этом слове есть что-то гулкое, глухое и отдающее громким топаньем ног новичков, делающих первые шаги по скалодрому. Фанеродром…

Ассоциации, возникшие от этого слова, оказались несколько странными и ироничными, но в достаточной степени точно отражающими попытку сравнить скалолазание и фанеролазание. Лазание под фанеру! Чем отличается фанера от живой музыки? Фанера это запись набора нот, в которых не может быть никакой импровизации. Маршрут это тот же набор нот, который ограничен только теми зацепками, которые в него включены. Поэтому никогда скалодрому не сравниться с живой и таинственной музыкой скал. Никогда на нем не увидишь столько творчества и импровизации. Никогда не будешь столько перебирать пальцами по клавишам зацепок в поисках единственно верной ноты!

Вот они. Все на виду. Опытный скалолаз без проблем «читает» маршрут на скалодроме практически с первого просмотра. И какой бы хитовой фанера не была, она все равно лишена разнообразия и сложности рельефа скального маршрута. На скалах поди найди заветную трещинку, дырочку, складочку, с помощью которой можно пройти маршрут. Иногда только опыт и интуиция (или чужая подсказка) помогут догадаться, что вон там, за перегибчиком, за уступчиком может быть нужная зацепка. А может и не быть.

Конечно, не все маршруты столь таинственны и нечитаемы, и имеют какую-то скрытую, ключевую зацепку, без которой его пройти невозможно, но в большинстве своем их рельеф (в отличие от скалодрома) позволяет проходить маршруты различными вариантами. Возможно именно из-за этой неоднозначности и, иногда, сложности поиска зацепок, некоторые спортсмены не любят скалы и предпочитают простую и понятную прямолинейность скалодромов. Хотя через некоторое время появится новое поколение зацепок и скалодромов, и тогда им придется пролетать… как фанера над Парижем.

Как вы видите развитие скало-лазания и фанеро-лазания в будущем?
Для того, чтобы попытаться представить себе скалолазание будущего, необходимо понять и принять на первый взгляд циничную и неприятную для спортсменов, но, тем не менее, реально существующую истину. Соревнования по скалолазанию (так же, как и по другим видам спорта), мирового, европейского, республиканского уровня имеют тенденцию к проведению их не столько (или не только) для спортсменов, сколько для зрителей! Именно это подтверждает уход соревнований со скал на скалодромы.

Организации, проводящие соревнования, из кожи вон лезут, чтобы привлечь телевидение, прессу, рекламодателей. И для этого они естественно прилагают максимум усилий, чтобы у скалодромов было привлекательное «лицо», приятное музыкальное сопровождение, хорошие комментаторы. Все это элементы эстрадных шоу представлений, которые все более наполняют площадки скалодромов. Сами же соревнования, т.е. правила их проведение, имеют тенденцию к сохранению старых форм, так сказать «классических». В силу каких причин это происходит - совершенно понятно. Каждое поколение спортсменов, перешедшее в разряд судей, представителей, организаторов, видит будущее скалолазания таким же, как оно было в «старые, добрые…». Все новое, противоречащее их представлениям о старом, встречается в штыки, напряженно или с трудом. И вот в этом внутреннем конфликте между стремлением проводить соревнования в «классическом стиле» и постепенной модернизацией внешней шоу-атрибутики на скалодромах, должны медленно прорастать ростки новых видов соревнований. Т.е. новых правил.

Эти ростки появляются в виде попыток проводить неофициальные соревнования (в частности, «Баурок») по новым, т.е. не принятым федерацией скалолазания правилам. Но для привлечения массового зрителя поиск новых форм необходимо еще продолжать. (Напомню, что речь идет о поисках новых форм и правил проведения соревнований высокого уровня, там, где появляется реальный зритель. Но с холодной котлетой в зубах).

Для того, чтобы попытаться представить себе будущее скалолазания, можно вспомнить вопрос, заданный армянскому радио, что получается, если скрестить ужа и ежа? Нам же надо ответить на вопрос, что можно сделать, точнее, что может получиться, если скрестить спортивное скалолазание и яркое шоу-действо, на которое пойдет зритель, далекий от скалолазания. Потому что, в большинстве своем, сейчас зрителями являются сами скалолазы, их друзья и случайно забредшие зрители, которым нечем себя занять. И в этом, собственно, одна из главных причин того, что скалолазание до сих пор не олимпийский вид спорта.

Так зададимся вопросом, что можно предложить зрителю, чтобы его зацепило, проняло, привлекло? Это должен быть экстрим, динамизм, риск, падения. Сегодня соревнования для зрителя все еще экзотичны, но в силу их цикличности, повторяемости на одних и тех же трассах (с точки зрения зрителя), это становится однообразным, и через какое время унылым зрелищем. Ну, ползают себе и ползают. 15-20 минут посмотреть можно и достаточно.

Исключение составляет болдеринг. Там есть умеренное ощущение экстрима, есть падения, но совершенно нет динамизма. Есть правда большой плюс, в какой то степени замещающий динамизм – на разных трассах одновременно лезет много спортсменов. Какое-то время зрителю, спрятавшему холодную котлету в карман, но помнящему о ней, будет интересно блуждать взглядом с одного спортсмена на другого, но в конце концов котлета станет желанней. Так что же можно сделать, чтобы зритель оживился и смотрел на лазающих «как тараканы», не только с удивлением, а чтобы в нем проснулся интерес, азарт, и в кровь впрыскивалось хотя бы малая доза адреналина? Это вопрос не риторический. Он адресован ко всем нам, любителям скалолазания, заинтересованным в развитии и продвижении этого вида спорта. Напрягитесь, подумайте. Каждый из нас может оказаться той песчинкой, которая сдвинет лавину.

Мне же будущее скалолазания представляется в двух вариантах:

Академическое, классическое - для спортсменов и зрителей, и экзотическое - для зрителей, но не менее привлекательное для спортсменов. Академическое – это лазание по сложному скалоподобному рельефу с использованием многофункциональных, скрытых зацепов. Глядя на эти зацепы снизу, невозможно определить, как их нужно использовать при прохождении трассы.

Первое поколение таких зацепов уже появилось, в дальнейшем они будут совершенствоваться и становиться все более «хитрыми» и «коварными» (луночку нашел, а дырочку не заметил). Сочетание таких зацепов и естественного рельефа скалодрома сделают скалолазание более интеллектуальным, более драматичным, более интригующим, потому что маршруты будут многоходовыми, подобными лабиринту, в котором можно и заблудиться. Это придаст соревнованиям легкий налет лотереи и интриги – кто победит? Понятно, что спортсмены, занимающие верхние строчки, все равно будут их занимать, но лабиринт – коварная штука!

Экзотическое скалолазание, назовем его джампклаймбинг, это вроде бы знакомый для скалолазов вид, но не в той форме, в какой он сегодня представляется. Это не просто единичные прыжки в длину и высоту с пола на зацепки, или с зацепки на зацепку, а комплекс прыжков на новом типе скалодромов со сложным рельефом. И скалолазание здесь будет сочетаться/скрещиваться с приобретающим сейчас популярность новым видом спорта (увлечения?), необычным, захватывающим дух и восхищающим безумными прыжками паркуром.

Решение проблемы скалодрома для проведения подобных соревнований будет решаться поэтапно, методом проб и ошибок, потому что создать рельеф для выполнения каскада прыжков, в том числе и опорных, перекатов, пролетов – достаточно сложно, но реально, а зрелище должно быть достойно Олимпа! То бишь, Олимпийских игр.

См. также:
Скалолазание как фитнес, быть или не быть?
Интервью с автором

 
25.07.2006
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100