Маршрут № 7. Между Западной и Восточной Хостой. 3-я категория

Замечательный маршрут, который, несомненно, доставит удовольствие опытным туристам, пролегает по гребню хребта Алек в верховьях реки Хоста. Он требует очень хорошей спортивной подготовки! Занимает 11-12 часов. Это более 20 км. Один из самых протяженных и сложных маршрутов в этом путеводителе. На это особо прошу обратить внимание! С собой необходимо взять теплые вещи на случай вынужденной ночевки, продукты и воду, электрические фонарики также могут пригодиться.

Маршрут начинается от села Калиновое, куда можно добраться на автобусе №120 от остановки «Цирк». Он проезжает мимо Верхне-Мацестинского чайсовхоза и Семеновки. Выезжать нужно как можно раньше - желательно до 8 утра. Начальная часть пути полностью совпадаете маршрутом №2 («Грот Барибана»). От конечной остановки слегка подняться по дороге и спуститься к реке 3. Хоста. На это потребуется не более 1 часа (3 км). Перейти речку вброд или по камням и повернуть налево. Кому удобно выезжать из Хосты, можно доехать до села Калиновое Озеро на автобусе №127, пройти метров 300 до конца поселка и на развилке свернуть влево и спуститься к той же реке Западная Хоста и повернуть направо.

Грунтовая дорога тянется более чем на 8 км - обходит справа живописное озерцо и начинает петлять по склону, оставляя маленький балаган слева, вскоре пересекает еще раз речку, переходит на другой склон. Через 400 м от последнего маленького мостика маркировка на деревьях ведет вдоль тропинки вправо - на грот Барибана. Мы же продолжаем идти по широкой дороге вдоль маркированных красной краской деревьев и выходим на гребень хребта Алек. На последнем участке она превращается в тропу. Рядом имеются несколько пещер. Настоятельно не рекомендую исследовать их самостоятельно. Да и время нужно беречь. Идти только по красным маркам. В конце подъема встречаются и желтые марки - маршрут №6 («Западная Хоста»).

Выйдя на хребет Алек, сворачиваем направо и через 150 метров попадаем в труднопроходимые заросли кустарников, растущих среди каменных глыб. Этот участок (250-300 метров) обходим по едва заметной тропке справа по склону хребта и снова выходим на гребень. Это ответственный участок. Придерживаться марок на деревьях! По хребту среди высокого букового леса имеются хорошие панорамные точки на верховья реки Сочи: вершины Сахарную, Амуко, Чуру, Иегош. Тропа, идущая по гребню, постепенно спускается. Примерно через 1,5 часа после выхода на гребень на понижении будет развилка: влево - к реке Ац, вправо - к реке 3. Хоста (в направлении грота Барибана). Продолжаем путь прямо, не сходя с гребня (по маркировкам). Через 15 минут от развилки будет ручеек. Здесь можно пообедать и отдохнуть.

Тропа поворачивает вправо и круто поднимается на очередную возвышенность. С хребта просматриваются заснеженные горы: Ачишхо, Псеашхо, Ах-Аг, Аибга. Ниже по склону имеется небольшой балаган с железной крышей. Рядом ручей. В крайнем случае здесь можно переночевать. От него тропа поднимается вновь на гребень. Примерно через час от балагана к нашему гребню примыкает под углом в 90 градусов другой хребет - тропа отходит вправо. Идти нужно по левой маркированной тропе, т. е. с нашего гребня не уходить! Крутой спуск вниз. Незаметно хребет Алек остается слева, а наша тропа идет по направлению к морю, впереди замечаем гору Ахун. Держим курс на нее. Около 2 часов идем по гребню от балагана среди зарослей желтого рододендрона и черники и замечаем впереди далеко внизу село Воронцовка. К нему есть тропа, но сворачивать налево по ней не следует - попадете в ущелье. Продолжаем идти по маркам по направлению к последней возвышенности перед селом Калиновое Озеро. Впереди уже можно заметить среди деревьев несколько домиков этого селения - на них и держим курс. Последний подъем, и крутой спуск займет около часа. На спуске справа можно увидеть одно озеро, затем маленькое второе с домиком. Возле них тропа выходит на широкую грунтовую дорогу и чайные плантации. Поворачиваем направо и мимо маленького озера с домиком спускаемся вниз. По этой дороге можно прийти в Калиновое Озеро, хотя существует сокращающая тропа. Она отходит от основной дороги влево на 200 метров ниже озера с домиком (смотрите стрелку и марки на деревьях). Но если пропустите ее - не страшно. Все равно это уже конечная цель пути - Калиновое Озеро. Вы дошли - поздравляю! Рейсовым автобусом №127 можно уехать в Хосту. Необходимо помнить, что последний автобус отправляется в 20 часов для зимнего расписания и в 21 час для летнего. Пешком же до Хосты 15 км!