Never Ending Peace And Love

Непал - это за МКАДом

Для большинства москвичей достаточно такого объяснения местоположения сей страны. Сибирякам уже потребовалось бы более развернутое объяснение, например, что это между Китаем и Индией. Между солнцем Гоа и снегами Тибета.

В общей сложности у нас было две недели на то, чтобы померзнуть и погреться в Гималаях. Как люди взрослые и ответственные мы, конечно же, составили план поездки заранее. План состоял в том, чтобы приехать и посмотреть на месте. Место встречи - Катманду. Три человека из Москвы, один из Питера и один из Германии. Перелет занял около суток с посадкой в Дубаи и сменой самолета в Карачи (Пакистан). Всех прилетающих в Катманду традиционно встречали таксисты, что окружали аэропорт плотным кольцом осады. Ночной город Катманду не производил шокирующего впечатления и мы успели получить удовольствие только от езды маленького бешеного такси и новости, что полгода назад прорвало дамбу и теперь здесь жесткая экономия электричества.
Катманду утром начался с воплей соседей в гостинице. Кто-то очень звонкий грохотал дверями и своим голосом. Так началась первая часть путешествия.

Masala Tea

Пыльный узкими улочками, солнечный яркими красками, добродушный улыбками продавцов, звонкий гудками, Катманду распахнул перед нами свои дороги. Дороги шириной в московские пешеходные тротуары, вмещали мотоциклистов, пешеходов, автомобили, велорикши. Непал в этот день подарил нам свой первый подарок в виде чая с молоком и специями. Масала Ти заказывался неизменно большими чайниками и, казалось, вкуснее чая нет на свете. Счастливые, как дети без присмотра родителей, мы гуляли пешком, ездили машинами, рассматривали ступы, кучи мусора, людей, коров, другой, отличный от нашего, мир. Завтракая на крыше, мы смотрели, как сонный и самодостаточный Катманду открывался нам в рассветной дымке. И мы с радостью отбрасывали прошлую память о других столицах.

Ginger Lemon Hony Tea

Было принято решение, что мы пройдем часть самого известного трека "Круг вокруг Аннапурны". Наш круг начинался в Джомсоне (2760м), поднимался вверх до Кагбени (2840м), разворачивался на 180 градусов и вприпрыжку следовал вниз через Калопани (2530м) и Татопани (1190м) к горячим источникам. Для этого мы проделали немалый путь на машине от Катманду до Покхары и на самолете из Покхары в Джомсон.

Покхара, как сладкий бальзам на израненное сердце, предстала перед нашими очами зеленая и свежая, спокойная и теплая после пыльного и суматошного Катманду. Масала Ти был предан забвению и в чайниках на наших столиках в кафе поселился чай с имбирем, лимоном и медом. Озеро, окруженное холмами, принимало на свою гладь лодки с туристами и отражало по утрам колокольный звон ступ.

1 января рано утром мы стояли перед закрытыми воротами местного аэропорта. В 6 утра мы еще только сдавали багаж, хотя по билетам уже должны были быть в пункте назначения. В 6.30 мы пили чай и смотрели как утренняя дымка укрывает взлетное поле. Беспокойства не было, впереди был весь день и мы никуда не торопились.

Джомсон зимой - это миниатюра с марсианского города. Несколько домов в речной долине, окруженной со всех сторон горами нежно коричнево-красного оттенка. Кафе и гостиницы выстроились вдоль трековой тропы и жмутся друг к другу, спасаясь от пронизывающего ветра, что гуляет по булыжной мостовой. Это последняя точка, где еще работает мобильный телефон, дальше - только спутниковый.

До Кагбени не более трех часов хода, поэтому наши фотографы, не скупясь на время, пристреливались к окружающим видам, которые комбинировались из речной долины, узкой ветвящейся ленте реки и гор марсианского оттенка. Трековый путь представлял собой по сути дорогу вдоль речной долины, по которой с одинаковым успехом могут идти пешеходы и ехать джипы-вездеходы.

One more big pot, plz!

Я не хочу на Марс, потому как знаю, что там будет холодно. В земной копии марсианского городка ветер сдувает с ног, набрав разгон по узким улочкам, а вода нагревается в баках, что стоят на крыше, и её не хватает на то, чтобы и прогреть душевую комнату и помыться. Никакого отопления естественно нет. Внутренний обогрев - горячим чаем и едой. Внешний обогрев решен довольно оригинально: под столом в столовой есть специальная ниша-углубление в полу, в которую ставят ведро с раскаленными углями, стол накрыт сверху покрывалом, который не дает теплу улетучиваться.

Кагбени значительно поизмывался над нашим боевым духом, т.к. двое слегли сразу с простудой и кишечными расстройствами и, значительно прореженный, отряд наш в количестве аж двоих ребят предпринял попытку сбегать до Муктината (3710м) и заглянуть на перевал. Итак, наша группа разделилась.

Для хворой части группы трек теперь имел только одно направление - вниз, и, как только здоровье пошло на поправку, мы отправились в путь. После Джомсона наша группа вновь соединилась и путь под снегом и дождем до Калопани уже был проделан нами в полном составе.

Калопани был солнечным, зеленым и ярким. Фотографы спозаранку убежали на холмы, а остальные грелись на крыше под солнышком и строили наполеоновские планы. Наша армия разделилась: часть отступала под натиском воспоминаний о холоде, часть была полна оптимизма и продолжала свой путь до Татопани пешком. Олег уезжал в джунгли Непала, Датч и Наталья поехали на машине обратно в солнечную Покхару, а я и Фим пошли пешком в Татопани.

Калопани-Татопани

Солнечные тропинки вели нас с Фимом по висячим мостикам над пропастями с журчащими реками, между зелеными холмами с водопадами, мимо грузовиков и автобусов на пыльных остановках. Ярко оранжевые мандарины просились к нам в руки с зеленых пышных кустов. Красивая непальская девушка шлепала по пыли рядом с нами километра два и солнечно улыбалась на все наши попытки с ней поговорить. Каждый новый виток дороги дарил нам потрясающие виды и каждый раз повторялось одно и тоже: штатив, фотоаппарат, новая пленка, смена объектива, кадр. Далее - новый поворот.

Горячие источники Татопани не сильно превышали размерами обычную лужицу, усталость требовала горизонтального положения тела, а в Покхаре уже ждали ребята. Поужинав, мы нашли водителя такси, который согласился довезти нас сперва до Бени, а потом и до Покхары. Виртуозно крутя рулем, непалец протащил свою машину-старушку по отсутствию дорог от Татопани до Бени , а далее мы уже быстро доехали по асфальту до ночной Покхары. Длинный-длинный день, начавшийся с восходом солнца высоко в горах, закончился для нас в полночь на равнине.

Sometimes yak, sometimes tiger!

Завершающая часть нашего непальского путешествия ознаменовалась массовой закупкой сувениров. Мы торговались до хрипоты с продавцами, катались на лодках по озерам Покхары, ходили на холмы встречать рассвет, а после заката сидели в открытых кафе. Датч искал зуб тигра, но хитрые продавцы так и не смогли ему продать зуб яка, хотя очень старались. И вечером мы смеялись над очередным его рассказом, что иногда зуб яка бывает зубом тигра.

В Катманду мы возвращались на автобусе и город нехотя разворачивал перед нами свои окраины с хижинами, грязью помоек, ребрами тощих коров, криками таксистов, чумазыми мальчишками. Катманду, как зеркало своей страны, отражало в себе всю красоту и нищету всех дальних и близких уголков ее.

Возвращение в другой мир прошло без происшествий.
Мы вернулись в объятия МКАДа, а Непал остался где-то там за кольцом, между солнцем Гоа и снегами Тибета.