Лето, Испания, солнце и вечность

(мои личные впечатления о поездке в Родеяр летом 2009 года)

Каждый год летом я выбираюсь полазить в каком-нибудь районе Европы и встретиться с друзьями. Можно, конечно, и одному поехать куда-нибудь, благо в Европе популярных скалолазных районов просто завались, но общение – превыше всего. Родеяр в этом году тоже получился не случайно. Этим летом все вертелось вокруг этапа Кубка Мира на трудность в Барселоне, а если к этому добавить необычайную известность, я бы даже сказал, культовость испанского района Родеяр (Rodellar), выбор его для лазания по скалам после соревнований, был однозначным. Масла в огонь подлило также пребывание там до Барселоны Венеры, Олега и Яны Черешневых, Жени Маламид, Миши Черникова и некоторых других сильнейших спортсменов стран СНГ, которые за короткое время успели там пролезть столько, что просто уму непостижимо. Достаточно сказать, что Яна и Женя за один только выезд скакнули в ТОП международного женского рейтинга на трудность сайта www.8a.nu, потеснив оттуда многих именитых спортсменок, потом и кровью годами по крупицам этот рейтинг собиравших.

Перед выездом я ощущал себя в достаточно хорошей форме, много тренировался. Большой прогресс в моем развитии произошел благодаря подготовке к этапу Кубка Мира, который проходил в июне в месте моего временного проживания, г. Эйндховен (Нидерланды). Мотивации также было много, потому что разные случайные и неслучайные обстоятельства с прошлого лета мешали мне пролезть что-то сложное и выдающееся и все прошлые выезды были в этом плане неудачными. Погода в Родеяре также обещала быть хорошей, и если отбросить жару, условия для прохождения сложных маршрутов были идеальными.

Так оно поначалу и было. В первый же день лазания мне удалось пройти на онсайт маршрут, о котором я много читал и так долго мечтал – Nanuk, 7с, расположенный в секторе Gran Boveda. В этот же день, я прошел Los Cocoteros (сектор Aquest any si), 7c со второй попытки, и несколько уже знакомых 7а+/7b в секторе El Camino.

Соревнования в Барселоне подошли к концу и народ начал съезжаться в Родеяр. Первыми приехали красноярцы Джек Овчинников, Оля Бибик с сестрой Аней и сыном Семой, Галя Терентьева и Аня Цыганова. Приехал Костя Савельев с компанией питерцев. А в кемпинге El Puente, где жило большинство наших, уже находились Чемпионы Мира Леха Рубцов и Юля Абрамчук. Перечислил я конечно не всех, но по ходу повествования постараюсь всех, кого не назвал, упомянуть :).

Выбор кемпинга El Puente, был неслучайным, хоть он и самый далекий от скал, при наличии машины это не играет особой роли, зато летом там можно найти хоть какое-то свободное место, в отличие от ближайшего к скалам кемпинга Mascun. Приют (refugio) Kalandraka (это слово означает «зверюга» на диалекте провинции Арагон), несмотря на позитивность атмосферы, для лета мало подходит, ютиться в тесных 8-ми местных домиках при испанской жаре малопривлекательно. Кемпинг Mascun, в котором больше зелени, летом забит до отказа, и кроме того, лично мне не нравится там недружелюбный обслуживающий персонал. Поэтому El Puente был идеальным вариантом, несмотря на соседство с орущими по утрам и вечерам французскими и испанскими бой-скаутами. Цены в El Puente, в сезон достаточно высоки, 5 евро с машины, 5 евро с палатки и 5 евро с каждого человека. Ради справедливости, необходимо заметить, что летом в обоих кемпингах собственно скалолазы, занимают всего процентов 15 населения, остальные же – просто отдыхающие, которые занимаются каньонингом, треккингом, рафтингом и другими формами «аутдора», предлагаемыми этим далеким, но неимоверно «раскрученным» местом под названием Родеяр.

…Скалы в Родеяре расположены по обоим берегам речки Маскун (Mascun), и ориентированы так, что в любое время дня можно найти сектора, расположенные в тени. Это очень важно в жаркие испанские летние дни, когда температура в тени (!!!) доходит до +32 - 34 градусов. Однако, жара переносится достаточно легко из-за сухого климата (подозреваю, что по этой же причине, сибирские морозы переносятся легче, чем морозы средней полосы при одинаковой температуре :) ).

Сектор Delfin por detras
Сектор Gran Boveda
Сектор La Surgencia
Сектор Pince Sance Rire
Сектор El Camino
Сектор Ventanas del Masun

Чем же Родеяр стал так привлекателен для скалолазов со всего мира? Ответ на этот вопрос, в принципе, лежит на поверхности: это очень богатый скальный рельеф, и вместе с тем трассы «ньюскульного» направления, длинные, равномерные и достаточно легко читаемые, в совокупности с довольно мягким категорированием маршрутов, это и сделало Родеяр таким популярным местом. 35-ти – 40-метровые «восьмерки» Родеяра, уже давно стали общемировой классикой. Лично мне, такой стиль маршрутов очень нравится и как говорится «идет», поэтому, даже без особого разлаза и отработки постановки ног, во второй и третий дни лазания, мне со второй попытки удалось пройти маршруты категории сложности 8а, Coliseum и El Sepes (эксклюзивное видео о моем прохождении маршрута El Sepes, 8a, которое снимал Леха Рубцов).

Наши хорошо и быстро разлазились и от их достижений просто зарябило в глазах (об основных по ходу выезда упоминалось в новостной ленте). Итак, Леха Рубцов, который как настоящий болдерингист, лазил очень много в соответствующем секторе Али Баба (Ali Baba), прошел маршрут Hulk Extension, 8c+ (о чем Тема Петраков (Москва), снял эксклюзивное видео). Также Леха прошел Welcome to Tijuana, 8c в секторе Cafe Solo. Костя Савельев прошел Philipe Cuisinere (сектор Los ventanas del Mascun), 8b+ и Alter Ego (сектор Gran Boveda), 8b, кроме того, Костя прошел на онсайт маршрут Lola, 8a, расположенный в секторе Barrio de los Gitanos, о чем также было снято эксклюзивное видео. Эти же маршруты прошел Ваня Кауров (Санкт-Петербург). Philipe Cuisinere, 8b+ и Manus (сектор Ali Baba ), 8b, прошел Джек Овчинников, который также, в один из дней прошел 4 (!!!) маршрута 8а на онсайт. Приехавший позже Рустам Гельманов, прошел Manus, 8b и Myd, 8c, а Миша Гоголь (Калининград-Москва), Hulk, 8b+. Оля Бибик прошла свой первый маршрут 8a на онсайт, им стал Argo, расположенный в секторе Gran Boveda. В этом же секторе Катя Андреева (Санкт-Петербург), прошла на онсайт маршрут El Sepes, 8a. Самым популярным маршрутом выезда стал слабо нависающий и очень техничный Les Chacals, 8b, расположенный в самом дальнем секторе Родеяра, Barrio de los Gitanos, его прошли Оля Бибик, Юля Абрамчук и Боря Егоров (Москва). И это только основные скалолазные достижения. Перечисление всех заняло бы несколько страниц, и было бы достаточно утомительным для читателя :).

…В Родеяре для лазания есть не только классический «ньюскул». Когда я в определенный момент начал лазить с красноярцами, после первых победных дней, оптимизма у меня несколько поубавилось. Маршруты не моего стиля, просто ставили меня в тупик, а драгоценное время выезда стремительно утекало, все что-то пролазили, а у меня наступил словно «кризис жанра», и последующие 4 лазательных дня пролезть ничего толком не удалось. Тем не менее, это было очень полезно проведенное время в работе над недостаточно отработанными техническими элементами, в частности, лазании по колонетам.

Одной из целей выезда для меня было повысить свой онсайт, для этой цели я специально нашел маршрут «под себя», в моем стиле, 40-метровый Les vielles glories, 7c+ в секторе Gran Boveda. Все было представлено в лучшем виде, маршрут был даже провешен оттяжками! Я благополучно пролез все сложные места, долез почти до верха и тут с ужасом обнаружил, что предпоследняя оттяжка отсутствует! Дополнительно оттяжек я с собой не взял, лезть вниз, чтобы снять предыдущую тяжело, а вверх – страшно, дальше был перегиб и финальной цепи не было видно. Я сдался, было очень обидно :(… Остальные 7с+, которые я пробовал, были сложнее и мне «не пошли», поэтому, наверное даже хорошо, что я не пролез ту первую трассу, единственный маршрут пройденный на онсайт, не означает лазание на онсайт всех маршрутов данной категории :). Осталась нереализованной и вторая моя мечта этого выезда, маршрут категории 8b. Самым реальным маршрутом такой сложности для меня был Gladiator, расположенный в секторе Gran Boveda, который имеет общее окончание с маршрутом Coliseum. Я попробовал Gladiator, все движения получились, даже на сложном ключевом участке. Но было не совсем понятно, смогу ли я насосать его до стадии пролезания за оставшееся такое короткое время и поэтому я бросил работать над ним.

Если кто не в курсе, Родеяр расположен в Пиренеях, недалеко от границы Испании и Франции, в испанской провинции Арагон, практически на нулевом меридиане. Одной из главных достопримечательностей этого места, привлекающей сюда нескалолазных туристов, является живописное горное плато Sierra de Guarra. Кроме места паломничества наших скалолазов – языческого дольмена De Losa Mora, на Сьерре много красивых мест. Вероятно когда-то давно, плато было более заселено людьми, от которых ныне остались загадочные, непонятно когда построенные мини-церквушки и заброшенные деревни. Поражает полное безлюдье Сьерры, только орлы летают где-то высоко в небе… Подробную карту Сьерры, можно купить в любом из кемпингов или в самом Родеяр-сити (как мы в шутку называли :) ) за 3 евро. Прогулки по треккинговым тропам, доставляют незабываемое удовольствие. Лето, Испания, солнце и вечность…

…В один из дней отдыха, я по обыкновению, пошел гулять на Сьерру один. Пофотографировав с виа-ферраты, проходящей сбоку одного из скалолазных секторов, я пошел вверх по ручью Anderbot в долину параллельно ему текущей реки Alcanadre. Я думал, что Alcanadre такая же полусухая речка, как и Mascun, протекающий под скалами где мы лазаем. Но я ошибся. Река Alcanadre была полноводная, быстрая и достаточно глубокая. Сначала по берегу можно было пройти, даже кое-где угадывались козьи тропинки. Потом, каньон реки начал становиться круче, стены по краям становились все выше, появились каменные завалы, в которых с трудом можно было найти проход. Река становилась все глубже, по берегу стало идти все труднее, а солнце уже клонилось к закату. В один прекрасный момент, стены каньона стали полностью отвесными и гладкими, а между ними река образовывала заводь глубиной метра три. Нужно было или плыть дальше по реке, которая выходила прямо в наш кемпинг, либо идти обратно. Решать нужно было очень быстро, поскольку солнце уже садилось, а ни фонарика ни еды у меня с собой не было, а из теплых вещей, только футболка. К счастью, вдруг из-за поворота появились два французских каньонера, полностью облаченные в гидрокостюмы. Они сразу сказали, чтобы я и не думал идти обратно, так как до темноты я дойти до Родеяра не успею точно, поэтому, мне нужно плыть с ними. Я отдал им часть вещей и поплыл. Гидрокостюма у меня, естественно, не было, поэтому плыть в ледяной воде пришлось в семейных трусах и кроссовках :). На речке иной раз попадались участки, где плыть нужно было метров по 100! Я ужасно замерз, но каньонеры морально меня поддерживали и к счастью, наконец, мы приплыли в кемпинг El Puente. С тех пор, я проникся ко всем каньонерам бесконечной любовью и уважением…

Природа в Родеяре очень красива и, в принципе, если выезд относительно короткий, можно вообще никуда из Родеяра не выезжать, и наслаждаться общением с девственной природой. Есть только одно «но», продукты в кемпингах в 2-3 раза дороже, чем в близлежащих симпатичных городках – Уэске (Huesca) и Барбастро (Barbastro). «Близлежащих», это по местным меркам, 50-60 километров. Общественный транспорт в Родеяр не ходит, поэтому лучше всего иметь хотя бы одно транспортное средство для поездок за продуктами. Автостопом уехать из Родеяра, особенно в сезон, легко, но попасть обратно крайне сложно. Такси из Барбастро в Родеяр стоит 50 евро.

…После не очень удачного лазания в середине выезда, которое на самом деле было подготовительным этапом, работой над техникой и борьбой с собственным страхом больших пролетов между оттяжками, в моем лазании наметился прорыв, я начал пробовать сложные маршруты, которые были не совсем в моем стиле и вкусе - со сложными техническими элементами, резистансными участками и болдеринговыми ключами. В итоге, удалось пройти маршруты Ambicion Cero, 8a в секторе Gran Boveda и в последний день лазания, с четвертой попытки, одну из самых сложных 8a в Родеяре, потрясающий Evasion в секторе La Surgencia. Прохождение Evasion доставило небывалое удовольствие еще и потому, что это прохождение стало для меня юбилейным 10-м маршрутом сложности 8а и выше!

Напрасно думать, что для нормального лазания в Родеяре нужно лазить исключительно «восьмерки». Простых маршрутов там действительно не так уж и много, но «порубиться» на разнообразных «семерках», тоже очень интересно! Мои новые друзья, с которыми я перед выездом познакомился по Интернету и весь выезд жил на одном пятачке в кемпинге, Слава Гоккоев (Петрозаводск-Хельсинки) и Сережа Кожушко (Киев), так и делали. В результате, за выезд Слава пролез 10 маршрутов 7а и выше, а Серега прошел свою первую 7b, El pupas, расположенную в секторе El camino!

*****

Выезд удался! Несмотря на то, что достичь всех поставленных загодя задач не удалось, это был самый результативный выезд в моей скалолазной карьере. Никогда еще за такое короткое время, мне не удавалось пройти такое количество сложных маршрутов. Думаю, что за этот незабываемый выезд такое удалось не только мне! Была очень хорошая компания друзей и единомышленников, порадовал прощальный ужин в ресторане кемпинга, на который нам приготовили огромную вкуснючую паэлью c морепродуктами (национальное испанское блюдо). Вспоминаются практически ежедневные посиделки вечером с испанским вином на старинном мосту, который дал название нашему кемпингу (El Puente – мост) под Огромными Звездами Родеяра. Но, время пролетело быстро, и выезд закончился. Уезжать решительно не хотелось … но наверное, так и нужно, короткое счастье выезда, и потом ожидание и мечты о выезде следующем. До свидания, Родеяр! :)