Выключить
В конец
Воспроизводить вперёд

Информация о прошедшем в Норвегии фестивале Lofoten Women

C 15 по 28 февраля на Лофотенских островах в Норвегии прошел женский фестиваль Lofoten Women.

Первый подобный открытый российский женский фестиваль в горах Европы Dolomites Women, состоялся в июне прошлого года в Итальянских Альпах, и на него тогда собралось около трех десятков девушек из России и Белоруссии разной квалификации и с разной мотивацией.

В этом году мы решили провести подобный фестиваль не летом, а зимой, и выбор пал на горы Норвегии. Долго выбирали с Олегом Хвостенко, который в этот раз участвовал в Фестивале в качестве президента жюри, какой именно район в Норвегии больше всего привлечет внимание. И после того, как наткнулись на фотографии Марко Презеля с прошлогоднего фестиваля на Лофотенах, организованного Norsk Tindeklubb, наше с Олегом мнение было единодушным – это то, что надо. Необычные, захватывающие дух, пейзажи гор, расположенных на островах посреди океана, заснеженные скалы и вершины прямо над сверкающей на солнце водой – такого нигде не найдешь в России. Это место, в котором есть своя изюминка, свой некий фан, и оно как нельзя лучше подходило для наших целей.

Ведь основное ради чего задумывались эти фестивали – это открыть для себя новые горы и новые районы, испытать новые приключения и эмоции. А так же узнать и понять новую, отличную от нашей российской, философию горовосхождения.

Именно поэтому нам очень хотелось привлечь к участию в этом фестивале европейских девушек-альпинисток. Для того, чтобы вместе сходить на маршруты, для того, чтобы пообщаться и обменяться опытом, взглядами, философией, традициями и обычаями разных альпинистских школ.

Ольга ЛопухинаМорозова и PrezelRerih
с норвежкамиAnna Malou Petersson
Gina Bjornstroem
Henrikkafossen
КурочкинаМорозова
Скороходов

Конечно, зимние условия норвежских гор были на порядок суровее, чем теплые летние Альпы, а у нас в России мало девушек, способных лезть сложные микстовые маршруты.

Поэтому в отличие от Dolomites Women, на который собралась целая женская «тусовка», на Lofoten Women был маленький женский состав, всего 4 российских участницы, зато три из них КМСы – Ольга Лопухина и Женя Курочкина (МГУ), Ирина Морозова, и четвертая Катя Рерих из Красноярска.

В Норвегии к нам присоединились три норвежских девушки – Анна (Anna Malou Petersson), Джина (Gina Bjornstroem) и девушка имени которой мы не запомнили, а назвали ее Дюймовочка, за необычную яркую голубизну глаз и молчаливый вид – она казалось такой маленькой и тихой.

При помощи RedFox Norge, норвежского дистрибьютора нашей российской оутдор-компании RedFox, нам удалось найти очень удачное место для базирования. Жили мы на Лофотенах на маленьком островке рядом со Сволвером в Svinoya Rorbuer, что было очень удобно, потому что мы могли оттуда подъехать под любой из горных массивов многочисленных островов. Да и сама хижина в национальном норвежском стиле, в которой мы жили, создавала для нас общий норвежский дух и колорит, и соответствовала общей атмосфере погружения в другую культуру.

Начался Lofoten Women с традиционных для российских фестивалей соревнований на коротких трассах. Для этого мы, проконсультировавшись с ребятами из Лофотенского клуба альпинистов, нашли небольшой скальный массив неподалеку от Сволвера, на котором и провели индивидуальные соревнования на микстовом рельефе.

Следующей частью программы были восхождения на вершины, а именно первопроходы на них, ведь фестиваль был заявлен, как фестиваль первопроходов.

И тут мы попробовали вжиться в норвежскую философию – подошел, оценил, пролез. Для нашего российского альпинизма такой стиль не свойственен. У нас чаще всего ходят по хорошо известным маршрутам после тщательного изучения описаний, схем и фотографий. А когда совершают первопроходы, то тоже заранее к ним готовятся, изучая маршрут в бинокль, поднимаясь на соседние панорамные пики и фотографируя предполагаемую нитку маршрута с разных точек.

А здесь нам удалось сходить в новом свободном стиле, ограничивая себя не правилами и описаниями маршрута, а только лишь своими собственными внутренними рамками и трезвой оценкой маршрута и сил. И это было интересно. Потому что подход ограниченный рамками описаний, убивает сам дух приключения и неизведанности. Правда такой «свободный» стиль и подход подразумевает определенный опыт, умение читать рельеф и предвидеть неожиданные ситуации. И налагает еще бОльшую степень личной ответственности, чем внешние ограничения правилами. Поэтому мы заранее выбирали линии маршрута на несколько порядков ниже наших технических возможностей.

Оля с Женей оказались самой мотивированной связкой. Уже на второй день нашего приезда, они тут же выдвинулись на гору – на траверс вершин расположенных прямо напротив острова, где мы жили.

Натоптавшись на подходе по колено снега без снегоступов, они решили не геройствовать, а ограничиться для начала протоптанной тропой.

Но женское упорство поистине не уступает мужскому, поэтому после индивидуальных соревнований, размявшись на микстовых трассах, Оля с Женей решили завершить свой траверс. Правда пройдя техническую скальную часть и поднявшись на вершину Ra na, топтать и месить снег по гребню им снова расхотелось, поэтому они ушли вниз по спусковому пути.

В оставшееся до отъезда на материк время они решили опять же вооружиться тяпками и пролезть одну из коротких, но сложных спортивных дорожек на жандарм Frosken.

Остальные девушки приехали без напарниц на Фестиваль и ходили в мужской компании.

Катя Рерих, выиграв в индивидуальных соревнованиях, сходила после этого соло на вершину Флоя, а затем они с Олегом Хвостенко прошли первопроход на Stortinden. Изначально Олег присмотрел путь по южной стене, но подойдя под стену и оценив ее состояние, они прошли наиболее простым и логичным путем, по которому можно было успеть пройти без геройства за световой день – 300м по южному склону, далее по западному гребню еще 300м пешком.

Я же выбрала для первопрохода соседнюю вершину Orntinden, на которую мы и сходили вместе с Никитой Скороходовым, который был на фестивале в качестве фотографа и Сергеем Юрецким из Липецка. Маршрут получился две веревки в самом начале по 70-90-градусному льду, а дальше 400-500 м по снежному кулуару.

После этого мы с Никитой так же сходили на Флою, но совершив на нее ночное восхождение, чтобы заснять ночные и рассветные виды океана и огней Сволвера.

Поскольку я уже писала, что мы выбирали маршруты на порядок ниже нашего уровня из-за того, что не было времени более тщательно изучить район, маршрут и пр, то все эти первопроходы были не выше 3 категории сложности. Сходить что-то более серьезное у нас уже не хватило времени.

Но даже этих маршрутов нам хватило, чтобы получить массу позитивных эмоций и испытать сполна тот самый дух приключения, который живет в философии горовосхождений этой северной страны – Норвегии.

В организации фестиваля Lofoten WoMen оказал поддержку Norsk Tindeklubb. Они так же пригласили нас в Fjellkysten принять участие в ледолазном фестивале, который проводился там с 21 по 27 февраля.

Поэтому 23 февраля мы переехали на материк в Fjellkysten.

Отель Fjellkysten, на базе которого проходил ледолазный фест, организованный Norsk Tindeklub b, расположен во фьорде Лаванге (Lavangen) между Тромсо и Нарвиком. Географически этот район относится к Южному Тромсо. Сам отель, который снаружи напоминает или жилище хоббитов или большую землянку, расположен на самом деле в очень живописном и удобном месте – на холме над фьердом Лаванге и из его больших окон открываются красивые виды на океан. Утром за завтраком, глядя в окно на поднимающиеся над океаном испарения, образованные за счет сочетания теплого течения и морозного воздуха, можно определить температуру за бортом.

От отеля 15-20 минут на машине под любой из водопадов долины Spandalen, или фьорда Salangen . В долине Spandalen, по ее обеим сторонам, расположено несколько водопадов разного уровня крутизны и сложности – от 100-метровых до самого большого 300-метрового водопада Henrikkafossen Spandalen S or.

Начали мы с небольшого, но живописного ледопада Salangen, который расположен над озером O vrevatnet.

Для начала норвежские девушки показали нам мастер-класс их техники хождения по льду. Самым прикольным было – это тонкости техники закручивания ледобура одной рукой, когда на второй руке висишь на тяпке. Лично мне как-то раньше не приходила в голову подобная необходимость по причине того, что обычно ледолазанием в чистом виде я не занималась, а на маршруте в горах инструмент пристегнут к усам самостраховки, поэтому все просто – вбиваешь тяпку, повисаешь на ней на самостраховке и крутишь бур. У них же техника чистого стиля, когда инструменты просто в руках не пристегнуты, поэтому в данном случае и приходится крутить бур одной рукой, второй придерживаясь за ручку инструмента.

Но нам тоже нашлось, чем удивить норвежек, когда наши девушки, устав махать тяпками, достали из загашников стремена и старые добрые фифы.

А я, после того, как пролезла в тройке с Анной и Дюймовочкой, то насмотревшись как Анна долго мучилась на дюльфере с проушиной, протаскивая через нее репик, решила показать наше русское изобретение – самовыкрут, который все-таки гораздо эффективнее и быстрее, чем проушины, при условии, если руки растут из нужного места.

В последующие дни мы начали осваивать один за другим более длинные и менее живописные, но зато более жесткие и «драматические» водопады долины Спандален. Здесь мы все разделились и каждый выбирал себе водопад по душе. Кто-то подлиннее, но менее крутой, кто-то покороче, но покруче. И под занавес программы, чтобы, как говорят парни, «наказаться по полной» перед отъездом, опять же все вместе отправились на самый длинный и крутой 300-метровый Henrikkafossen Spandalen S or.

Девушки Оля с Женей разбавили свою женскую связку, взяв в нее Серегу. А я же снова оказалась в компании двух представителей сильного пола – Никиты и Олега. На Хенрикафосстене в этот день было, как на бродвее. Перед нами шустро проскочили Марко Презель с молодым, но резвым парнишкой Лукой. За нами подошла целая толпа шумных итальянцев. Они почему-то тоже предпочли лезть тройками. Одна тройка резво нас обогнала, после чего засыпала ледышками. Вторая тройка оказалась менее резвой и в итоге после первой веревки вообще свалила вниз.

Девушки с Серегой тоже вернулись после первой веревки по причине того, что одна из ледышек травмировала Оле руку. Но Серега, он парень мягкий, уступчивый – девушки сказали вниз, значит вниз. Я же оказалась с такими жесткими парнями, с которыми ледышки, а так же ушибленный руки, пальцы, головы – не повод для слабости и отступления.

А ледышками досталось всем. На первой же веревке на меня из под Олега прилетел сверху кусок льда, который сильно ударил по руке. На следующей веревке ледышкой из под моего инструмента рассекло Олегу лоб. Итальянцы тоже пострадали от летящих сверху сосулек, промчавшись мимо нас с не менее окровавленными лицами. Видимо поэтому они так резво и рванули, чтобы обогнать. В итоге на пятой веревке нас с Олегом просто засыпало на станции градом летящего из под итальянской тройки льда, который со всей силы колошматил по каске, плечам и прочим частям тела. Приходилось, как страусу вжимать голову в плечи, пытаясь спрятаться под каской и спастись от летящих сверху ледяных глыб.

В общем наказаться действительно удалось на славу. И можно было уезжать с чистой совестью и чувством удовлетворения. Так как несмотря на то, что на Лофотенах ничего мегакрутого сходить не удалось, но 6 веревок ледопада Henrikkafossen Spandalen S or компенсировали с лихвой.

Но главное, что у нас была возможность пообщаться с европейскими альпинистами и понять их философию.

Немного необычным нам показался вначале норвежский фестиваль. На наших фестивалях обычно проводится множество различных соревнований в разных дисциплинах с вручением призов, грамот и медалей. Поэтому нам казалось, что здесь нет никакого экшена и больше все напоминает наши обычные альпинистские сборы на какой-то базе, где собираются разные команды и ходят сами по себе, а вечером общаются. Но с другой стороны, на этом норвежском фестивале была приятная дружелюбная атмосфера, без того негатива, которое вызывает соперничество и соревнования друг с другом.

Тем не менее мы все-таки подвели в заключительный день 27 февраля свои собственные итоги в номинациях, которые были заявлены на Lofoten Women и вручили нашим девушкам призы – снаряжение фирмы Grivel специально предоставленное нам российским дистрибьютором фирмой Alpex. Основными номинациями за которые вручались призы были – специальная номинация для женской связки, доставшаяся Жене Курочкиной и Ольге Лопухиной, которые ходили все это время исключительно женской связкой без мужчин, и номинация Miss Lofoten Women, ей стала Ирина Морозова, которая прошла больше всех маршрутов на Лофотенах и на материке.

Специальный приз Lofoten Man, мужская номинация за больше всего восхождений совершенных с девушкой, достался Никите Скороходову, которому в качестве фотографа пришлось ходить больше всех.

И в заключении.

В прошлом году у нас в России была учреждена премия Стальной Ангел, которая вручалась за лучшее женское восхождение по итогам года. Женский аналог Золотого ледоруба.

В этом году было решено сделать эту премию интернациональной, чтобы номинироваться на нее могли не только российские, но и смешанные интернациональные женские связки и команды.

Этой премией мы хотим продвигать в наш российский альпинизм идею чистоты и свободы стиля, а так же красоты и женственности. Именно с этой целью мы будем проводить дальнейшие женские фестивали подобного рода в горах мира.

Чтобы принести к нам философию свободы, вызова, а так же дух приключений и открытий.