По скалодромам Америки

Я – крокодил,
А ты – яблочко зеленое.
Я тебя съем.

(Из Новогоднего обращения девочки Алисы, 2 годика)

- Возьми!

Томо засуетился. Сверху мне было видно, как руки его дрожали. Томо хватался то за один конец веревки, то за другой, дергал гри-гри так и сяк, боясь ошибиться. С одной стороны было страшно, что он сейчас меня уронит. С другой забавно. Интересно, как бы он стал переживать?

Ему доверено важное дело: страховать гостя, то бишь меня. Не важно, что гость придурошный – на стенку лезет. Не важно, что Томо видит гри-гри и скалодром первый раз в жизни. Ему было объяснено как им пользоваться. Объяснено один раз. И поскольку второй раз не объясняли, стало быть одного достаточно.

Японцу страшно совершить ошибку. Его охватывает ужас, что он не справится с поставленной задачей и покроет себя и всех своих предков несмываемым позором. Веками сложившийся менталитет не допускает никаких отговорок, типа: 'Извини, борода, фигня вышла'.

Я начал беспокоиться, что Томо прямо тут же на матах совершит харакири или проглотит язык по древнему обычаю ниндзя. Наконец к Томо подошел местный парень и показал как спустить меня с помощью гри-гри.

Томо почувствовал облегчение, когда я предложил от греха подальше оставить стенки и заняться боулдерингом.

Дело было в Далласе, штат Техас. Туда я поехал по делу в середине декабря и там начал свое предновогоднее турне по скалодромам Америки.
Приехав, я подговорил постдока Томо Машимо съездить полазать. О Далласе я знал только то, что тут убили Кеннеди. Порывшись в Интернете, нашел, что тут еще есть несколько скалодромов. Один в бывшем элеваторе – по их утверждению самый высокий в мире. До этого я читал еще о как минимум двух самых высоких в мире скалодромах – в Индиане и Калифорнии.

На самый высокий решил не ехать. Томо не имел никакого опыта страховки, и я предпочел, что если падать, то не с самого высокого. Выбрал rock gym, где побольше боулдеринга.

Боулдеринг действительно весьма неплохой для моего уровня. Раздражало только то, что самая интересная стенка обозначена ‘Members only’, то есть чтоб на ней лазать надо купить членство. Нигде раньше я такой наглой дискриминации не видел. Из того, что лазал запомнилась простая хитрушка по тридцати ручкам на отрицаловке в 20 градусов. Лазаешь по ней по кругу, пока руки не отвалятся.

Пока я предавался нехитрой забаве боулдерингу, Томо тихо сидел на скамеечке. Попробовал одну хитрушку – не получилось, и решил, что раз не умеет, то лучше не позориться. Интересно, вернется ли он сюда позже, уже без меня, чтобы потренироваться в одиночку?

Я спросил его, когда ему надо домой. Он сказал, что ему все равно.

- А жена не будет ругаться?

- Не посмеет. Это мое дело, когда мне домой приходить.

У японцев оно так: жена мужа во всем слушается. Муж может прийти домой в три ночи пьяный, а жена обязана, не сказав ни слова, подать ему рису, да еще и с церемонией и сидеть тихо, пока ее не спросят.
Мы привыкли, что девушки – слабый пол, их надо оберегать. А японцы тоже привыкли, что женщина – пол слабый, а раз слабый, то какой резон мужику ей подчиняться? Самой природой установлено, что мужик сильнее и главнее.

- Если бы я женился на американке, то давно бы уже развелся, - усмехнулся Томо.

Вероятно мне стало жаль жену Томо, поэтому я решил долго не задерживаться. Трудно ей наверное жить с двумя детьми на одну маленькую томовскую зарплату, да еще и взаперти целый день сидеть, ожидая мужа. В-общем, я повел Томо в Denny’s и купил ему ужин.

На том скалолазный Даллас для меня закончился.

А через неделю начался скалолазный Нью-Йорк.

В rock gym, который находится в Олбани, я и раньше бывал. Поразил он меня тогда пещерой, сделанной в пространстве за щитами. В нынешний же приезд он разочаровал. Маршруты с веревками сильно запущены. Непонятно где какой начинается и где заканчивается. Меня отпустили лазать, загрузив четырьмя детьми от 7 до 15 лет. Лазать с ними не столько скучно, сколько волнительно. А ну как кто-нибудь свалится, или на него упадут… Даже когда большинство из них отправились лазать в пещере, я никак не мог сосредоточиться на боулдеринге.

Боулдеринговые хитрушки были получше. Народу на них было больше. Скалодром готовился провести соревнования в рамках American Bouldering Series.

Не получив желаемого удовольствия, поехал к друзьям отмечать Хануку. Занятие оказалось интересным. Следовало ходить с детьми по огромному дому, многочисленным комнатам и темным подвалам и искать ханукальные свечки, которые древние греки украли у евреев. За одной из дверей прятался сам древний грек, в которого надо было кидать мячики, чтобы он отдал награбленное.

Весной будет другой еврейский праздник – пурим. На него будем есть «
уши Амана» – печеньки в виде свинячих ушей одного из недоброжелателей еврейского народа. «Пусть сдохнут все мои враги…»

Празднования завершились походом на детскую площадку и потребности в лазании на monkey bars.

Настало время ехать в собственно Нью Йорк. Там нас ждал Костя с замечательным ником Шри Бававсенаху. Он любезно согласился доставить нас в одно место на Манхеттене, которое гордится званием Самый Маленький Скалодром в Нью Йорке.

Костя-Шри избавил меня от езды по Манхеттену. Меня она ужасает. В Кливленде я вожу машину от своего гаража до гаража на работе, нигде не выходя ни на что подобное. Я с завистью смотрел, как Костя небрежно ведет машину по развязкам, напоминающим набросанные спагетти. Вот где бы я страху натерпелся. Полосы узкие, водилы дикие, скорость большая. Костя все это проделывал с легкостью, не переставая болтать о лыжах, скалолазании и сноуборде. Водить машину в Нью Йорке не хрен собачий. Мой тесть, имея более 10 лет опыта вождения в Тбилиси, где правила из серии «Я тэбя на двадцать лет старше, а ты меня абагнал!» , сдал в Нью Йорке экзамен на права только с четвертого раза.

Скалодромчик расположен в неком публично-спортивном месте не очень чистого облика. Пахло бассейном. В раздевалке два негра-бомжа релаксировали после отмокания в хлорированной воде. Третий негр стирал свои носки в раковине под табличкой No laundry! – Белье не стирать! Я решил, что в бассейн я тут не пойду.

Rock gym явно не для страдающих клаустрофобией. И все же мне он понравился больше, чем в Олбани. Трассы хоть и короткие, но навинчены как-то душевно, если не сказать любовно. Очень красивые и довольно трудные движения. Народ – студенты из близлежащих универов – Корнелла, Колумбийского и еще какие там есть. Низкие потолки компенсируются тем, что трассы идут по диагонали. Поэтому следует быть аккуратным, чтобы при срыве не впечататься маятником в стенку.

Страховка – стационарные гри-гри. Требуют, чтобы встегивались в обвязку через два замуфтованных карабина. По-моему, глупость и нарушение техники безопасности, но у каждого свой мишугас.

Перед лазанием проходим традиционный экамен на умение пользоваться страховкой. Все, как в Уставе Караульной службы:

- On belay
- Belay on
- Climbing
- Climb on

Такой диалог должен происходить между срахуемым и страхующим перед прохождением трассы. Официальной инструкции ВЦСПС для этого не существует, но везде с тебя требуют знания сего «обряда дома Мэсгрейвов» .

Полазали хорошо, но мало. Впечатление, что маршруты не сложнее 5.11 (6с), хотя далеко не все мне давались онсайтом.

Костя довез нас до Бруклина, и мы договорились в следующий раз встретиться на скалодроме в Нью Джерси.

Наступило время хождения по всяким parties и shows. Бруклинские утренники для детей – как фальшивые елочные игрушки: блестят, шумят, сверкают, а радости от них никакой. Выступают на них «вчерашние таланты, осознавшие ошибки парижской зимой». Скажем, клоуны и эквилибристы учились в союзе во всяких цирковых училищах, а тут выдают халтуру вперемешку с саморекламой. «Пригласите меня на пари к своему ребенку! Ой как весело будет!» Это они в Бруклине party зовут «пари» .

Дед Мороз отплясывает перед детишками под новогодние песенки:

Эвену шалом алейхем...

или:

Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая...

Пошли на «ледовое шоу» Алиса в Стране Чудес. Продолжалось оно от силы 40 минут, стоило 16 долларов с человека и оставило впечатление, что нас надули. Было много дыма, зеленых лазеров и плохой хореографии.

В туалете сидел опустившийся хмырь и за доллар подавал мятые бумажные полотенца. Я бы скорее заплатил, чтоб его там не было. Это еще ничего. Говорят, в женских туалетах сидят такие крикливые тетки: «Девушка в третьей кабинке! Чо это вы там так долго сидите?!» И она тоже ожидает доллар.

Который раз даю себе слово не ходить в Нью Йорке в русские рестораны и «шоу» , и опять меня туда затаскивают. Причем местные русские совершенно уверены, что все так и должно быть и удивляются, что я не получаю от этого удовольствия. Менталитет: «Ведь таких денег стоит! Поэтому мы просто обязаны всем этим наслаждаться.»

В Бруклине на каждом углу вывески по-русски. Некоторые уже не отвечают современным политическим реалиям, например: «Русский магазин «Вечерний Харьков» А еще видел заправку Lukoil.

Единственным интересным событием стал поход с Даником в American Museum of Natural History. Данику поглощен изучением динозавров. Музей настолько огромен, что в нем можно пробыть целый день и все равно не успеешь многого посмотреть. Вход в музей по suggested price, то есть тебе предлагают заплатить $12, но ты можешь дать им любую сумму, даже один цент. Я заплатил доллар за 6 человек.

Даник относится к динозаврам со скрупулезностью ботаника. Учит названия, где найдены, как датированы, какие известны родственники, особенности скелета, и тому подобное.

Под вечер поехали в Нью Джерси. В отличие от большинства других городов Америки, передвижение в Нью Йорке на машине сопряжено с немалыми расходами. Нью Йорк состоит из пяти боро: Manhattan, Bronx, Queens, Brooklyn и Staten Island. Кроме Бронкса, все расположены на островах. Острова соединены мостами. На мостах стоят будки. В них собирают плату за проезд. Чтобы попасть из Бруклина с Стейтен Айленд, а из него в Нью Джерси, нам пришлось заплатить $9, потом по платному хайвею еще $2.20. Плюс бензин. Плюс, обратная дорога. Теперь посчитаем во сколько обходится только одна поездка на скалодром.

Нью Джерси – спальный штат рядом с Нью Йорком. Кто поднакопит денег – покупает здесь дом, чтобы вырваться из каменных джунглей.

Нашли место довольно быстро. Уборщик-мексиканец жестами показал где вход в rock gym. Скалодром классный. Лучше него, пожалуй только Planet Rock в Мичигане. Очень много боулдеринга, очень хорошие стенки. Огромное нависание с нескольким десятком маршрутов для нижней страховки. Стенки с верхней страховкой очень хорошо размечены, трудности маршрутов обозначены по-человечески в Yosemite Decimal System, а не «Easy-Hard» , как во многих других местах.

Сразу обнаружил, что местные 5.10 реально сложнее, чем то, что называется 5.10 в Кливленде. Если у себя дома я десятки лез онсайтом, то здесь такого фокуса не прошло. Онсайтил только 5.9, a с десятками пришлось возиться. Похоже, что здесь серьезнее относятся к категорированию. Да и не удивительно: под боком Ганкс – очень известный скалолазный район. Есть с чем сравнивать.

Трассы с целью удлинения идут по диагоналям и зигзагами.

Для страховки – стационарные ATC.

Появился человек по имени Андрей из Белоруссии. Серьезный альпинист-скалолаз. Знает что и как тут лезть. Давал ценные советы по прохождению боулдерингов.

В общем, скалодром очень понравился. Дорого, правда. $16 за вход, плюс дорога. По диким нью-йоркским ценам это считается мало, но в Кливленде все как минимум в два раза дешевле.

Уезжали с чувством неудовлетворенности. Столько замечательных маршрутов! И так мало времени. Лазал бы и лазал.

В заключение хочу высказаться про качество скальников Montrail Zealot. Оба тапка запросили каши после третьей тренировки. Хваленая резина Gryptonite ничем не лучше C4 Stealth, а то, чем она приделана к тапку, однозначно клеем не является. Из положительных качеств – неплохая колодка, хороший edging. Тапки из раздела «пару раз надел и выбросил» .