Итак, я, полазив полгода в собственном соку, решили взять формальный класс по технике. Преподает его сам владелец скалодрома по имени Ли Зикел.
Ли встретил нас в потертой футболке Prana , модной среди местных скалолазов и йогов, трико с красными лампасами и босиком. Ногти на его ногах были выкрашены в космический синий цвет.
Кроме нас, класс брала немолодая некрасивая китаянка.
Два урока по три часа каждый стоили $70 на человека, итого $140. Дорогая, однако, скалолазная мудрость.
Урок первый: Ли приставил к стенке лесенку и велел нам ходить по ней вверх-вниз, не держась руками. Лесенка качалась. Было стремно. После пары раз понял, что если расслабить колени и ступни ног, то равновесие держать легче. Ставить ногу на ступеньку носком, а не серединой.
Урок второй: идти без рук вверх по слабо-положительной стенке вверх и вниз. Ли показал как надо двигать бедрами при перешагивании с зацепы на зацепу. Работает это так (Фиг.1):
- держа вес на ноге 1, поставить ногу 2 на следующую зацепу
- слегка оттолкнувшись ногой 1, использовать момент толчка, чтобы выпрямить ногу 2. Вес должен перенестись на ногу 2 в момент когда она выпрямлена. Если вес перенесен на ногу 2 когда она еще согнута, то для того, чтобы выпрямиться, придется использовать мышцы ноги 2, а это лишняя затрата энергии.
Сие правило не абсолютно. Где-нибудь да найдется трасса, где нужна сила ног. Но по словам Ли, этот шаг – основа передвижения по скале.
Урок третий: smearing – ставить ногу в трение, то бишь просто на стену без зацепок. Ли показал небольшой траверс, который полагалось таким образом пробежать. Дабы не напрягаться, тут надо следовать простым правилам:
- держать руки прямыми – висеть на них. Расслабить бицепсы. Не подтягиваться
- Поставить лапы на стенку как можно выше, так чтобы они были на уровне пояса или чуть выше. В этом случае отвисающий зад будет автоматически 'впихивать' ноги в стенку, и не надо на стенку 'давить' ногами (Фиг. 2)
- Ли сказал, что пятка не должна касаться стены – только передняя часть ступни. Мне показалось это спорным – я не заметил особой разницы в эффективности постановки ноги на стену всей ступней versus только передней ее частью.
- Тапки с более липкой резиной дают преимущество. Китаянка была в La Sportiva Mythos (резина Vibram ). Ли и я – в 5.10 (резина Stealth C 4). У китаянки ноги скользили, у нас нет. John Sherman в книжке Better Bouldering пишет, что после 1997 года (?) все резины на всех тапках одинаково липкие и не следует прислушиваться к заверениям той или иной компании, что их резина липче других. Из того, что я наблюдаю, Stealth C 4 все-таки держит лучше, чем Vibram . Крис Шарма пролез Realization в 5.10 Anasazi Velcro . Не упал.
Урок четвертый: undercling – ну это совсем просто: если у зацепы карман снизу, то держаться за нее проще, если она в районе пояса, а если высоко – то неудобно (Фиг. 3)
Урок пятый: lieback (или layback )– откидывание назад при хождении по щели или углу. Ли подвел нас к углу стенки. Идея движения проста: держишься одной рукой за угол, слегка откидываешься на спину, ногами идешь вверх, а вторая рука или помогает первой, или, если совсем крут – просто висит (Фиг.4). Секрет облегчения жизни тут прост: рука, которой держишься за угол, должна быть относительно высоко – на уровне лица или чуть выше. Чем ниже рука, тем труднее держаться.
Урок шестой: stemming – хождение по углам или каминам враспорку (Фиг 5).
Само упражнение простоe. Встал в угол. Одна нога носком к одной стене, другая – к другой. Встаешь ногой на на одну зацепу, руками упираешься в эту же стенку. Если хочется, можно хвататься за зацепки, но при правильном исполнении руки можно и совсем отпустить или поставить в трение ладонями к стене. Вторая нога ставится на носок боком на зацепку на другой стене.
Оттолкнувшись задней ногой, ставишь переднюю на следующую зацепу. Поворачиваешься к другой стене. Повторяешь то же самое. Топ-топ и наверх. Так можно зайти довольно высоко. Если забыть привязаться к веревке, по, пройдя так метров пять, смотришь вниз и говоришь: 'Ой!'
Три небольших момента, которые применимы и в других техниках:
- Если чуть согнуть в колене заднюю ногу (Фиг.5a), то легче держать равновесие.
- Если поставить ногу на зацепу краем тапка, то при повороте носок упрется в стену, поэтому по возможности следует ставить ногу на носок (или 'на мысок', как принято в Москве) (Фиг.5b)
- При повороте первым поворачивается передняя пятка (Фиг. 5с). От нее момент поворота переходит к заднице и второй ноге. Если начинать поворот задницей, а пятка отстанет – неудобно, теряешь равновесие и тратишь силы зря.
|
Урок седьмой: pivoting , reaching - over , reaching under , backstep (повороты, перехват над рукой, перехват под рукой, откидывание с шагом назад).
Ли показал нам короткий траверс в полуметре над землей, который он, по его словам, навинтил для одиннадцатилетней девочки. Движения по траверсу формализованы и напоминают кату в карате – все расписано до мелочей.
Основа траверса: два шага вперед ногами, перехват либо над, либо под рукой, поворот корпуса, с шагом назад доставание до следующей зацепы рукой, поворот обратно и повторение цикла с небольшими вариациями.
Жаль, что скалолазы, в отличие от японских мастеров карате, большие разгильдяи и не создали своего кодекса таких формализованных трасс. Например, в шотокан карате есть 25 ката той или иной степени сложности. Неважно насколько они практичны, - они включают все основные телодвижения каратиста. Если сделать такой же кодекс в скалолазании, единый для России, Франции и Америки, начинающим скалолазам, да и тренерам тоже, было бы гораздо легче осваивать технику.
Итак, траверс. На заметку себе стоит взять следующее:
- расслабиться, висеть на вытянутых руках, не подтягиваться.;
- стараться не топать, когда ставишь ногу на зацепку. Не торопитесь, ставьте ногу медленно. Двигайтесь тихо, как ниндзя. Это экономит жизнь ваших тапок;
- когда тянешь руку вперед к следующей зацепе, лучше, чтобы рука, которая тянется была НАД рукой, которая уже держит зацепу ( reaching over ). Если тянуться под рукой, то при последующем повороте одна рука сбивает другую (Фиг 6c). Это правило не абсолютно. Иногда дотянуться над рукой не получается. На Фиг. 6c показан пример дотягивания ПОД рукой ( reaching under ).
- Как и в случае с распоркой, следует стараться ставить ногу на носок, чтобы при повороте ( pivoting ) он не упирался в стену Фиг.5b
- Пятку стоит по возможности опускать, чтобы не напрягать мышцы голени.
- Поворот начинается от передней ноги к заднице, а не наоборот.
- Зацепка, до которой не дотягиваешься, стоя к ней лицом, окажется легко досягаемой, если развернуться к ней спиной ( backstep ). Фиг 6d.
- Если, например, движешься вправо, то зацепку следует хватать не за правый край, а за середину (Фиг 6d). Иначе при следующем движении рука поедет вправо по зацепке, и есть вероятность ободрать кожу.
- Двигайтесь грациозно, задницей как можно ближе к стене.
|
Урок восьмой: dynos ( dynamics , jumps ). Динамические движения, прыжки.
Делается это так: повисаешь на вытянутых руках на зацепке. Ноги ставишь повыше: или в трение, или на что-нибудь. Концентрируешь свой взгляд на зацепке, до которой хочешь допрыгнуть, воображаешь себя, хватающимся за эту зацепу, забиваешь на все остальное, отталкиваешься ногами от стены, и летишь по дуге вверх и к стене. В критический момент перехватываешь одной рукой нужную зацепу и сразу же ищешь опору для ног. (Фиг 7)
Важный момент:
- если уж решился прыгать, то не дрейфь.
Первое занятие закончилось.
Я набрался наглости и спросил Ли, как он пролезает самую трудную трассу на его скалодроме (5.13, или примерно 7с). Он сказал, что он ее пролезть сам не может. К нему ходит один крутой перец, который ее проходит, и все. Сам Ли один раз пролез на настоящих скалах 5.12а (примерно 7а+ - 7 b ). Таковы его credentials.
Через два дня второе занятие. Пришли пораньше. Размялись на траверсе с поворотами. Ли пришел, и началось:
Урок девятый: Twistlock . Когда стоишь боком к стене и за зацепки держатся ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ рука и нога. Например: стена слева и держишься правой рукой и левой ногой, согнутой в колене – фактически сидишь на етой ноге, а вторая нога поддерживает равновесие. Левая рука при этом свободна (Фиг.8).
Если стена справа, то в за зацепки держатся, соответственно, левая рука и правая нога.
Когда стоишь боком к стене, всегда удобнее держаться за стену противоположной рукой.
Применение twistlock такое: махаешь назад висящей ногой. Тело при этом само взлетает вверх и чуть назад. При этом свободная рука с легкостью достает до следующей зацепы (при условии, что она сверху и чуть сзади). Это альтернатива отжиманию на ноге пистолетиком, где тратится много сил.
Урок десятый: Flagging : то же самое что и twistlock , только за стену держится ТА ЖЕ рука, что и нога, например, если стена слева, то правая рука и правая нога. (Фиг.9) Тело при этом чуть откинуто назад. Рука, держащая зацепу, должна быть по возможности выпрямлена и расслаблена.
Есть два типа flagging : inside и outside – внутренний и наружный. При внешнем нога, стоящая на зацепе закинута за висящую ногу. Например, стена слева, правой рукой держишь зацепу, левая нога закинута через правую и стоит на другой зацепе (Фиг.10а, b, c, d – посмотрите как технично Паша поддерживает равновесие свободной ногой и исполняет leg swing ).
|
Внутренний flagging – ноги не перекрещиваются. Например, стена слева. Держишься за зацепу правой рукой (зацепа должна быть не у уха, а впереди тебя, чтобы можно было откинуться назад). Правая нога стоит на зацепе, а левая нога находится над правой и стоит на другой зацепе. (Фиг. 10 е).
Применение внешнего flagging такое же как twistlock – используя момент от маха свободной ногой, подняться и дотянуться свободной рукой до следующей зацепы, вместо того, чтобы отжиматься на ноге пистолетиком.
Внутренний flagging –менее удобное положение. Обычно из него можно сделать шаг свободной ногой (той, которая у стенки) вперед и оказаться в twistlock .
Зачем flagging нужно? Я попытался изобразить как с его помощью ходить вверх по стене с минимальными затратами усилий (Фиг. 10 f ).
|
Что если зацепа для ноги около пояса? Умелый скалолаз сделает highstep с накатом на колено (Фиг. 10 g , h ). После того как поставишь ногу на высокую зацепу, отталкиваешься нижней ногой и используешь момент толчка, чтоб перенести вес на верхнюю ногу |
Урок одиннадцатый: потолки. В большинстве случаев (но не всегда) удобнее хвататься за зацепы на потолке ладонью к себе (большим пальцем наружу или вверх). Те, кто подтягиваются на перекладине, знают, что подтягиваться легче, когда руки хватаются ладонями к себе, а не от себя.
Очень помогает следующий прием ( kneedrop ): под потолком ставишь ноги на зацепы, и колено одной из ног поворачиваешь горизонтально. Одна рука при этом держит зацепу на потолке. Это положение очень стабильно. Второй рукой можно дотянуться до зацепы за 'губой' карниза. (Фиг.11) После этого можно применить heel hook – повесить ногу пяткой на зацепу над карнизом как крючок, подтянуться на ноге и ухватить рукой следующую зацепу.
Kneedrop хорошо работает не только на потолках, но и на отрицательных стенках вообще. Его можно рассматривать как разновидность twistlock .
Помогают еще заклинивание ноги – если дырка в зацепе достаточно большая, суешь туда ногу и чуть поворачиваешь, чтоб держалась. После этого остальными конечностями двигаешься дальше.
Некоторые пижоны практикуют цепляние за нависающие зацепы носком (мыском) или пяткой и зависание вниз головой в таком положении. У Ли это не получилось.
При недостатке зацеп стоит попробовать hand-foot matching – ставить ногу на ту зацепу, за которую уже держится рука. Впрочем, этот прием помогает на любой стене, не только на потолках.
На отрицательных стенках еще рекоммендуют frogstep (Фиг.12) Висишь на двух расслабленных выпрямленных руках, ногами идешь вверх. Как дойдешь, рывком выпрямляешься и берешь рукой следующую пару зацеп. Тут важно иметь хорошую растяжку, поскольку при frogstep лобковая кость должна быть близко к стене – человек напоминает цыпленка табака.
|
Из отсебятины, то бишь того, что на уроках не рассматривалось, могу порекоммендовать Figure Four (фигафо). Движение заимствовано из ледолазной техники, когда слишком далекое и неудобное движение и есть опастность, что инструмент вылетит. Работает оно обычно на карнизах, когда на 'губе' есть очень хорошая зацепа, а следующая – далеко. Хватаешь эту большую зацепу рукой, закидываешь противоположную ногу за эту руку (Фиг. 13а, b ) и садишься себе на кисть. После этого следующая зацепа оказывается в пределах досягаемости.
|
Добавлю еще kneebar (Фиг. 14) – поза отдыха Тома Круза в фильме Mission Impossible :2.
Вот сколько техники мы познали. Дело теперь за малым: практиковаться. Следующий этап – учиться 'читать' трассу – смотреть на нее и определять в где в каком месте должна быть твоя задница. Именно задница, поскольку она у большинства людей является центром тяжести. Поняв наиболее рациональное расположение зада при каждом движении, определяешь как должны располагаться руки и ноги.
В конце занятия Ли прогнал нас по нескольким несложным трассам. Первую я пролез на силе – без всякой техники. Еще не осознало тело как все это использовать
Но уже на вторую трассу я взлетел птицем. Делал и twistlock , и flagging , и backstep .
Когда Ли загнал меня на длинный потолок, пригодился kneedrop .
Попросил Ли показать как проходится одна из трасс. Он ответил, что конкретно эту он не любит: техники там мало – проход зависит от того удержался на маленьких зацепочках или соскользнул.
Как я понял, Ли нравятся только трассы, где он может попижонить – показать свои кошачьи телодвижения. Если такой возможности нет, то он ее не лезет. Это говорит о том, что, хоть вышеописанная техника и помогает существенно, есть участки, и целые трассы, где нужна просто физическая сила и цепкость. Или какие-то приемы, которые в описанные выше не входят.
Уходил довольный. Решил, что буду некоторое время лазать по несложным трассам, чтобы отточить технику. Когда красиво лезешь, самому приятно.
Через пару дней пошел в спортивный магазин Galyan ’ s , где есть неплохая стенка с карнизом, рельефом и пассивами. Лазаешь там бесплатно, если есть карточка от магазина. Ходят туда, в-основном, с детьми. Они и их родители лазают по легкой стене с ручками. Я же заказал себе самую трудную.
Девушка надела на меня обвязку, привязала веревку (самому нельзя, они не хотят несчастных случаев). Ощущение, будто тебе надевают штаны и застегивают ширинку. Ну я раз-раз, flag , twistlock , backstep – кручусь-верчусь туда-сюда - сам не заметил как оказался под карнизом. A тут kneedrop , хватаю зацепу, другую, и вот я уже прошел карниз. Вдруг слышу буйную овацию: неужели Джон Керри в магазин зашел? Смотрю вниз, а там толпа собралась, на меня смотрят. Это они мне рукоплещут!
Пустячок, но приятно. За это и $70 за уроки не жалко.
Acknowledgements.
Автор благодарен Тане Бритовой и Паше Пескину за их время и мастерство, затраченные на фотосессию, в результате которой наш трактат приобрел замечательные иллюстрации.
От редакции: Господа! Если у кого-то хватит мужества отснять по имеющимся рисунком недостающие фотографии - будем вам чертовски благодарны! У нас с Пашей сил не хватило:) |
|
|