Почему мы рискуем?
Американка Лиза Рэндс лезет хэдпоинт. Погоня за категориями? © Alex Messenger

Как я отметил в своей предыдущей статье (Ощущение безопасности – опасно), люди хотят чувствовать себя живыми. Мы чувствуем себя живыми, когда рискуем, однако, нам нужен именно такой риск, который нам подходит. Нам также нужно сделать себя чувствительными к этому риску. Мы достигаем этого, затрагивая свои чувства и осознавая свои намерения. Мы затрагиваем чувства, ощущая скалу (тактильные ощущения) и контактируя с ней телом. Мы высматриваем (зрительные ощущения) возможную последовательность прохождения маршрута и возможные последствия падения. Мы исследуем свои намерения с целью понять, что нами движет: наше эго или желание учиться и расти.

Множество скалолазов начинают лазать в зале. Mark Twight (Rock & Ice №136, «Варвары у ворот») обращает наше внимание на то, что на стене скалодрома, скалолаз ожидает столкнуться с минимумом проблем и хочет, чтобы другие люди управляли его страхами. Мы привыкаем к тому, что кто-то другой за все в ответе, что может привести к ложному ощущению безопасности при лазании на скалах. Таким образом мы стараемся изолировать себя от ситуаций, в которые мы вовлечены. Мы ждем, что другие будут брать на себя ответственность, пока мы сконцентрированы на получении интересного комфортного опыта. Чем более комфортными и безопасными становятся ситуации, тем больше мы обособлены от них. В наши дни машины сами блокируют двери, включают и выключают свет и пищат, если не пристегнут ремень безопасности. Принятие решений было устранено из процесса в попытке обеспечить нашу безопасность. Заключается ли безопасность в приспособлениях, принимающих за нас решения, или в технологиях, избавляющих нас от риска? Девиз Генри Барбера: «Делай большее с меньшим» (Rock & Ice №138, «Элементы стиля»). Его подход вплотную сближает его с риском при минимуме изоляции. Он утверждает, что для того, чтобы делать большее с меньшим (количеством технологий) нужно творчество. Это позволяет нам стать хозяином своей жизни и решений вместо того, чтобы поддаваться стадному инстинкту. Но всегда надо четко осознавать, почему мы делаем то, что мы делаем. Ключевой вопрос состоит в следующем: хотим ли мы в самом деле чему-то научиться или просто тешим свое эго.

Честность является очень важным компонентом, чтобы выявить это различие. В Rock & Ice №140 Джон Лонг написал о своем наставнике Поле Глизоне и о мотивации, стоящей за лазанием Глизона. Джон прошел много классических маршрутов и сказал Полу, что тот тоже мог бы и должен их пройти. Пол ответил: «Мне это не подходит». Его приоритетами были его семья, неброская жизнь и боулдеринг, которым он все еще увлекался. Пол, который следовал своему внутреннему чутью, знал, что для него важно. Такой вид честности позволяет нам сделать выбор, основанный на желании учиться, а не на собственном эго.

На стене скалодрома скалолаз ожидает столкнуться с минимумом проблем и хочет, чтобы другие люди управляли его страхами © Nick Smith

В то время, как честность помогает нам следовать своему пути, она также помогает распознать вторжение эго, которое отвлекает нас от познания. Наше эго нацелено только на результат. Ему не интересен процесс познания. Этот пункт очевидно прослеживается в огромном количестве скалолазных дебатов (отрывок из тома 6, выпуск 5, «Скалолазные дебаты», Марк Кохен). Эго Фредерика Кука извлекло максимум из его притязаний на первопроход горы Мак-Кинли. В своем желании быть первым, он залез на меньший пик и сделал фотографию члена команды Барилла, который позже признал, что фотография была снята не на Мак-Кинли. Будучи скалолазами, мы все, так или иначе, принимаем участие в этом, быть может, более утонченными способами. Джим Эриксон , выдающийся боулдерингист семидесятых годов, как-то сказал, что предельные восхождения частенько достигаются сомнительными средствами. Другими словами, наше эго хочет фальшиво заявить о первопроходе, даже если мы не сделали его. Предположим, мы прошли ключ, а потом упали. Мы мысленно улучшаем свою попытку, говоря, что прошли самую сложную часть и поэтому заслуживаем восхождения. Мы находим оправдание своему желанию позволить собственному эго заявить о первопроходе. Это отвлекает нас от процесса познания, необходимого чтобы действительно пройти маршрут.

Результаты, продиктованные эго, можно обнаружить в относительно новом спорте под названием хэдпоинт. Это подразумевает насос с верхней страховкой редко пробитого маршрута, а затем прохождение его с нижней (Rock & Ice №138, «Игры мозга», Мэтт Самет). Интересно то, что в Англии делается больший акцент на этот стиль лазания, чем в США. Самет предполагает, что причина может крыться в английской системе градаций Е для опасных маршрутов, которая не является частью американской системы градаций. Если для данного типа лазания нет рейтинга, будем ли мы в самом деле заниматься им? Наше эго находится в погоне за категориями. Самет также рассказывает историю об одних молодых скалолазах, делавших хэдпоинтом первые повторы трассы Скипа Гуэрина Superfly (5.12d), жестко нависающий внутренний угол в Эльдорадо (Колорадо), который Гуэрин шел снизу, неоднократно падая на 30 футов почти с самого верха в сторону четвертой оттяжки. Когда они встретили Скипа, то очень смущались сказать ему, что пролезли маршрут, отдавая дань уважения первой попытке. Они ощущали свое восхождение не заслуживающим внимания и исполненным заботы о собственной безопасности. Их желание почувствовать себя живыми было испорчено тем, как именно они прошли маршрут. Все их внимание было направлено на то, как сделать ситуацию безопаснее. И если бы они исследовали свои намерения, то, вероятно, обнаружили бы, что они были в большей степени мотивированы своим эго, нежели желанием чему-то научиться. Эго стремится к итоговому результату, убивая в процессе тот самый опыт, который столь нужен нам, чтобы чувствовать себя живыми.

Итак, почему же мы рискуем? Если глубоко копнуть, мы поймем, что рискуем для того, чтобы расти, и этот рост дает нам тот опыт, который позволяет чувствовать себя живыми. Очень важно уловить тот момент, когда наше эго сбивает нас с пути роста. Только уничтожив эго, мы постигнем свой истинный путь, возьмем на себя риск по силам, научимся тому, в чем нуждаемся, и почувствуем себя живыми, получая удовольствие от процесса.

Вы можете заказать книгу Арно «Путь покорителя скал: психологическая тренировка скалолаза» через этот вебсайт The Warrior' s Way и на Amazon.


UKClimbing.com попросил двух лучших британских хэдпоинтеров прокомментировать мысли Арно на тему хэдпоинта.

Себ Грив, первопроход Meshuga E9 6c, второе восхождение на Parthian Shot E9 6c и звезда фильма «Крепкая выдержка», говорит: Арно делает упор на систему категорирования, однако, я думал, что американская система позволяет добавлять категории xxx ? Я использовал это, когда объяснял категории маршрутов, требующих большой выдержки, в Штатах, и это прекрасно работало. Проблема английской системы в том, что она не дает представления о тяжести маршрута, а лишь о риске в целом. Это вынуждает многих начать использовать французскую систему категорий, чтобы объяснить, насколько сложным был маршрут. Например, по английской системе Gaia это E 8, но это ничего не значит для людей за пределами Великобритании, и если перевести это буквально, приводит к предположению, что люди фактически лезли соло на 8 b . Однако, в действительности это где-то 7b/7b+, если лезть с верхней страховкой. Используя американскую систему, сложность Gaia составит 5.12 c xxx . Но факт остается фактом – любое категорирование ведет к восхождениям, продиктованным эго.

Джон Арран один из лучших английских скалолазов, имеющий за плечами свободные восхождения на венесуэльские мультипитчевые дебри, тяжелые спортивные маршруты, тяжелые щели и, конечно, крепкую выдержку со своим Doctor Dolittle E10 7a (категория дана по гайдбуку) в Curbar , который является одним их сложнейших (и не повторенных) маршрутов в Великобритании. На самом деле Джон не хотел давать этому маршруту категорию E , как на онсайтовое прохождение, и предложил H9 – H , стоя за хэдпоинт – чтобы отличить тот стиль, в котором был пройден маршрут.

Я согласен с тем, что эго может быть определяющим фактором в определении маршрутов, которые люди себе подбирают, но я думаю, что это верно безотносительно к риску. Вызванная эго погоня за большими цифрами это обычное явление безотносительно к превалирующим нормам стиля лазания. Свидетельство тому – множество дней, месяцев или лет, проведенных над спортивными маршрутами перед их редпоинтом. Важное различие состоит в том, что классическое лазание (лазание по не пробитым маршрутам), по-видимому, позволяет людям сглаживать углы на пути к большим цифрам, повторяя маршруты и проходя их хэдпоинтом. Таким образом достигается иллюзия прохождения более высоких категорий, но так как маршруты в Великобритании (по общему мнению) категорированы под онсайт, такие достижения не идут ни в какое сравнение с их онсайтовым эквивалентом. Но я не думаю, что это достаточная причина для того, чтобы полностью отказаться от хэдпоинта. Хэдпоинт не всегда лишь быстрый путь к высоким категориям. Частенько это совершенно иное умение, имеющее совершенно другой смысл; это умение является составляющей частью всего многообразия и богатства всевозможного скального опыта. А если судить в общем, я не считаю, что эго это непременно зло. Эго в наши дни имеет дурную славу, но какова бы ни была причина сделать восхождение или проект, из этого все равно можно извлечь что-то стоящее. Идея о том, что в лазании или в жизни существует некий «верный путь» кажется мне неверной. Каждый человек уникален, так выбирайте же себе свой собственный риск и получайте свою собственную награду.

Арно ссылается в статье на Мэтта Самета, вы можете прочитать статью Мэтта Самета «Хэдпоинт. За и против» с точки зрения американцев на сайте Metolius.

 
Перевод: tbr (Оригинал взят с сайта www.ukclimbing.com), 19.12.2005
      
tbr@baurock.ru
Rambler's Top100