Зимний Крым

«Не езжай туда зимой», сказал мне мой друг, «Тебе может не повезти с погодой, и ты в нем разочаруешься». Глупости какие! Ну как я, в самом деле, могу разочароваться в Крыме?! На вокзал в Симферополе мы высыпали ранним утром 31-ого декабря, слегка помятые, но уже вполне способные стоять на ногах. Поймали водителя и поехали к ожидающему нас в Симеизе «комфортабельному отелю на берегу моря». Вид Крыма из окна машины завораживал. Вот почти летняя зелень у дороги, а чуть дальше, на перевале, стоят горы, как будто раскрашенные черной и белой краской: черные внизу и белые от снега выше какой-то черты. На улице было плюс 5. Светило солнышко.

Отель на берегу моря в летнее время и впрямь обещал быть замечательным. Шезлонги, стоящие у самого берега, 20 метров от моря до порога, шум прибоя но ночам. Но! Отопление оказалось обычным масляным обогревателем, стены были картонными и, что хуже, вода эпизодически не шла. Ни горячая, ни холодная, никакая. Забегая вперед, скажу, что и обещанную сауну ни разу за пять дней не удалось заказать. То в ней парились какие-то не то таможенники, не то омоновцы, то еще кто-то, и лишь однажды, по словам совершенно обалдевшего от происходящего Шурика, хозяин постучал к нему в дверь в семь утра, перебудив всех, и сообщил, что прямо сейчас сауна, которую мы так долго ждали, свободна, и не хотят ли уважаемые гости прямо сейчас туда пройти.

Побросав вещи, мы отправились перекусить. Единственным работающим заведением в такую рань были «Ежи», и весь завтрак Сережа судорожно оглядывался по сторонам в ожидании тихо подкрадывающихся к нему со спины постоянных обитателей этого места. Мы вновь спустились к гостинице за снаряжением и вновь побрели вверх, к Кошке. Я очередной раз ощутила нехватку дыхания, ноги вмиг стали чугунными, я очередной раз пообещала себе начать бегать, как только вернулась в Москву, мое второе я очередной раз ехидно упрекнуло меня во лжи, первое я с ним молча согласилось, и оба я, тяжело дыша, продолжили всползать наверх. Лень наказуема.

У Кошки было ветрено. И скалолазов, как грязи, что, в отличии от майских, радовало. Не одни мы такие идиоты. На холодные пальцы привычно запорола первую 6а (говорю «привычно» потому что в позапрошлый новый год при лазании в Сочи меня это дико изумило и огорчило), ко второй трассе пальцы стали горячими и пульсирующими, и можно было лазить. Лазание мало отличалось от летнего. Лезла я то в футболке, то в поларке, в зависимости от ощущений, но гортексовые штаны не снимала, что все же создавало ощущение определенной несвободы движений. К четвертой трассе пальцы опять начали замерзать и теперь не разогревались уже ничем: ни разминкой, ни убеждением, ни питьем горячего чая из термоса. И мы плавно перешли ко второй части программы – отмечанию Нового Года.

Для начала мы прочно угнездились в «Азры» (или «Арзы»? за долгие годы я не сумела этого запомнить). В ресторанчике стояла украшенная елка, было почти тепло и довольно уютно, группками сбредались скалолазы, душа отдыхала. Путем многочисленных ухищрений, переходящих в угрозы, нам удалось убедить персонал приготовить нам если не глинтвейн, то хотя бы просто горячее вино, и теперь мы наслаждались этим напитком богов, черпая его из стоящей посереди стола ночной вазы (попытка персонала отыграться) половником. Вечер плавно перетек в ночь. Мы отметили московский Новый Год, потом украинский, запустили припасенные Шуриком петарды, и, не мудрствуя лукаво, пошли спать.

Утром следующего дня начались суровые скалолазные будни. Мы отлазили еще один день, попеременно то согреваясь, то дрожа от холода. Отметили пройденный день в Азры. На пике отмечания Шурик предложил сходить на Диву. Идея лезть ночью с фонариками по мокрой скользкой скале с сомнительными вырубленными ступенями и еще более сомнительными периллами была и впрямь увлекательной. Если прибавить к этому, что глинтвейн был конкретно усугублен массандрой, то сомнений не оставалось! Надо идти! В процессе наших сборов и переодеваний идеолог сего действа сладко уснул, мы решили не будить его, и отправились вшестером. На вершине наградой нам был ледяной ветер, но внизу нас ждали еще две бутылки массандры, так что жизнь продолжалась.

На следующий день мы решили, что хватит лазить и пора отдыхать. Местом отдыха была выбрана одна из вершин в районе Учан-Су, куда можно подняться, пройдя мимо водопада с орлом. Там внизу еще ручей с ванной молодости. Короче, более точно описать место я не могу в связи со своим врожденным топографическим идиотизмом, но вы все наверняка его знаете. Мы были там три года назад с НикВасом, а так как в Сереже, в отличие от меня, вшит встроенный GPS , и он всегда находит места, где мы когда-либо побывали, то произнеся нечто нечленораздельное типа «ну, помнишь, мы там наверху еще вино пили, а еще там крест, а под водопадом орел стоит, на которого мы все залезали и пристраивались сзади» я могла быть уверена, что он меня понял, и мы придем туда, куда надо.

Машину мы в этот раз не брали, поэтому до водопада пришлось топать от маршрутки на своих двоих. Вверх по дороге. Километра три. У водопада гуляли сытые туристы, рядом звучала музыка, продавались сувениры. С видом сосредоточенным и таинственным мы открыли небольшую калитку с надписью «проход воспрещен» и полезли вверх по полусгнившей лестнице. Лестница привела нас к орлу. Залезать на него на этот раз никто не стал. Орел был мокрый, грязный, и абсолютно неэротичный. Водопад замерз. То есть, он тек, конечно, но вяло. В основном он свисал вниз величественными ледяными каскадами. Будь среди нас ледолазы с тяпками, в процессе этого созерцания, у них самих давно отросли бы сосульки из потекших от восхищения слюнок. Однако, ледолазов не оказалось. Мы угрюмо покосились на водопад и направились дальше, к нашей цели.

Тропинка, казавшаяся летом такой прочной и удобной, сейчас превратилась в труднопроходимое нечто. Она была влажной, осыпалась вниз, и я сильно засомневалась в успехе нашего предприятия. Впрочем, о том, чтобы повернуть назад, не могло быть и речи! В некоторых местах мы переползали, придерживаясь руками за скалу, в других перепрыгивали через осыпи, рискуя улететь вниз, но никто не ныл, и это было здорово. В одном из мест нам показалось, что тропинка закончилась и именно здесь надо перелезть по скале метра три наверх, чтобы попасть на другую тропинку. По крайней мере, именно такие манипуляции мы проделывали три года назад (это мы помнили), но вот в этом ли месте?

«Сейчас я залезу наверх и посмотрю, что там», сказала я и бодро полезла наверх. В этот момент было бы своевременно вспомнить фразу: «Самое страшное в горах это скалолаз». Но я ее, разумеется, не вспомнила. Я и позже, в Москве, ее не вспомнила, мне напомнили ее, когда я рассказывала об этом замечательном приключении. Скала была влажной, вертикальной, перемазанной в глине и сыпучей. «Максимум 5а!» самодовольно подумала я и долезла до небольшого наклонного уступчика, на котором росло чахлое деревце. В этот момент я поняла, что в прошлый раз мы явно шли не здесь. Передо мной было еще метров пять вертикальной стены, их в тот раз точно не было. Сережа и Шурик вылезли за мной, остальные ждали внизу.

«Ну что, глянем что там наверху», сказала я преувеличенно бодро. И также бодро рванула дальше. Посередине пятиметровой стенки меня заклинило. Мои руки лежали на сыпящихся пассивах так, как будто я хотела обнять скалу. Для следующего движения всего-то и требовалось – подставить ногу на пассив чуть ниже пояса и выйти наверх. Я застыла потому, что лишь на секунду представила себе, куда я полечу, если дышащий камень под одной из рук все же вылетит из стены. Здесь пора сделать лирическое отступление. Веревок у нас с собой не было. Из семерых лазить умели четверо, остальные, мягко говоря, условно. «Блин!!! Куда же мы их затащили!» пришла в голову первая здравая мысль. Снизу мне намекнули, чтобы я либо лезла вверх, либо уступила дорогу. Я перевела дыхание, облапала пассивы попассивнее, вдавливая их в стену, и шагнула наверх. Еще несколько перехватов, корни дерева сверху, и я выбралась на очередную площадку.

«Ну что там?!» спросили меня снизу. «Сейчас посмотрю», ответила я, нехотя встала, очередной раз обняла скалу и осторожно переступая ногами по несуществующей площадке под ней, пролезла траверсом направо пару метров до поворота. Дальше была щель между двумя скалами, огромные валуны между ними, по которым теоретически можно было лезть. Вот только я поняла, что если пройду этот траверс над пропастью до конца (а оставалось еще метра три), назад я точно не полезу. Я вернулась к площадке. «Там наверное можно пройти, но фигово», осторожно сказала я вниз. Шурик в это время медитировал на промежуточной площадке, вжавшись спиной в чахлое деревце, Сережа пытался втащить Надю на первые три метра.

Светило солнышко. В голову пришла вторая трезвая мысль «Ну, убьемся мы вряд ли, а покалечимся наверняка. Да и как мы будем остальных сюда втаскивать?? А этот траверс…» Я сидела на верхней площадке и навязчиво ныла: «Мужики, мне кажется, нам надо поворачивать назад… Мы здесь всех не затащим. А если не дай бог затащим…» Хорошо что мы не взяли веревок. Если бы мы их взяли, мысль о том, чтобы повернуть назад, не пришла бы в мою тупую башку никогда. Зато в нее пришла другая мысль: «О! Можно связать куртки рукавами и выйдет некое подобие веревки! И всех по ней затянуть наверх» Эта потрясающая своей новизной мысль ненадолго прекратила мой скулеж, но скоро здравый смысл преобладал, и я продолжила ныть.

Сережа принял решение спускаться. Я глянула вниз и поняла, что у меня нет абсолютно никаких идей, как спускаться вниз по вертикальной сыпящейся пятиметровой стене. Я могла повиснуть на верхних корнях, благо они держали. После чего от моих подошв до промежуточной площадки оставалось бы метра два с копейками. При срыве и приходе на эту площадку удержаться на ней было без шансов – я неминуемо полетела бы вниз. «Шурик», сказала я масляным голосом, «Ты не мог бы оторваться от дерева и встать туда, куда я буду падать. Чтобы когда я туда упаду, ты бы меня поймал и удержал на площадке». «А зачем тебе падать?» спросил Шурик. «Потому что я не знаю, как иначе вылезать их этой жопы», сказала я. Наш диалог начинал напоминать мне Алису в Зазеркалье. «Но я могу встать прямо под тобой и говорить тебе, куда ставить ногу!» сказал Шурик. Далее происходящее больше всего напоминало морской бой. «Пять сантиметров правее… десять сантиметров вниз… ставь!» азартно комментировал Шурик, и моя послушная нижняя конечность прилежно впечатывалась в указанное углубление. Будете смеяться, но я слезла.

Мы спустились вниз. Внизу нас поджидали вконец замерзшие участники экспедиции. Я недоуменно посмотрела на них. Мне было жарко. Поларка была расстегнута, из-под майки валил пар. Мы прошли несколько метров направо, исчезнувшая было тропа проявилась вновь, еще час подъема и мы были на вершине. Счастливая улыбка идиота искажала мое лицо. «И все-таки… все-таки мы сюда дошли», билась в голове мысль, трезвая или не особо, уже не важно какая. Выпили две бутылки массандры. Съели все припасы. Пошли вниз. Вниз вела широкая удобная дорожка, вся покрытая снегом. Забавно: тот склон, по которому мы поднимались, вообще был без снега, а этот, видимо теневой, был весь в снегу. Ванна молодости подмерзла, впрочем, я и так чувствовала себя помолодевшей донельзя. Еще часа два добирались до дому. Приключение удалось.

Опять тяжелая работа. 6а. Разогреваем ледяные пальцы. Пальцы намялись о скалу, согрелись и пульсируют. Провешиваю Медуном 6с+ и насасываю ее. На первом ключе уже напрочь забываю о том, что сейчас не лето, и радуюсь, что полезла в майке. Излишне плотные штаны все же мешают. Оседлав выступающий бульник под вторым ключом с интересом смотрю на греющихся внизу людей в пуховиках и шапочках. Все, на сегодня хватит. Отбой. Массандра. Пьянка в Ялте с киевлянами. Пьянка в Ежах. Пьянка в гостинице. Уффф. Спать.

Всю ночь моросит мелкий дождичек. На окне водяные разводы. Видимо, в последний день погода все же решила нам подгадить на прощание, чтобы не расслаблялись. К 10 утра дождик вроде проходит, но влажно, зябко, выползать наружу не охота. Пьем чай в номере и ругаемся, куда пойдем. Лазить совершенно не хочется. Бррр! Уговариваем до последнего сопротивляющегося Шурика и едем гулять под Шаан-Каю. Дорога к Шаан-Кае, по рассказам очевидцев, ведет через замечательный хвойный лес. Очевидцы забыли добавить, что дорога зимой представляет собой грязевое месиво, радостно хлюпая и чавкая под подошвами, и наши и без того нелегкие ботинки через минут десять начинают весить по пять килограмм каждый. Ага, дыхалка. Тут как тут. Дышу, как выброшенная на берег рыба. Слабо отбрехиваюсь от Сережи, что, да, конечно, ну разумеется, в Москве я начну бегать. Плюю на гордость, пропускаю всех вперед и иду в своем темпе. Действительно, красивый хвойный лес. И жизнь хороша. Да пошли они нафиг со своим бегом!

Наверху лес заметно редеет. Впереди видна Шаан-Кая. Красивая. Очень красивая. Будь я мужиком, наверное, сравнила бы ее с женщиной. Но это было бы неправильно. Она красива настоящей мужской красотой, не той, что из глянцевых журналов, а по настоящему. Наверху очень ветрено. Я впервые в жизни понимаю, что понятие «ветер сбивает с ног» это не просто красивые слова, а реальность. Когда налетает порыв ветра я нагибаюсь, хватаюсь за чахлые кустики и стараюсь удержаться на ногах. Я взмокла пока шла, пуховик в рюкзаке, я в расстегнутой поларке поверх термобелья. Ветер пронизывает насквозь. Будь это в Москве точно заболела бы. Но здесь не Москва, выживу.

Мы уже почти у самого подножия. Идем мимо огромных валунов, на которых подписаны боулдеринговые маршруты. Если честно, впервые вижу живьем святилище матрасников. Интересно, но тапок с собой нет, пальцы замерзли в ноль, о матах я и не говорю. Так что просто впитываем глазами. Все. Дошли. Прямо перед нами на скале висит гроздь альпинистов. Говорят, что пятый день уже тут висят, новый маршрут бьют. «И вы это, господа скалолазы, отошли бы нафиг от маршрута, а то сверху камушки могут посыпаться, а касок ведь у вас не водится».

Идем вдоль стены до легендарного мультипитча «Атлант-М». Это напоминает паломничество. Недостает рубищ и крестов, а в конце необходимо припасть к основанию маршрута и жарко облобызать его. Вот же, вот он! И надпись есть! Пристраиваемся по всякому к надписи и фотографируемся на ее фоне. Все, цель достигнута, можно начинать пикник у подножия. Оля с Олегом решают пройти легонький мультипитч по соседству. Сидим, пьем, ждем. В районе первой базы оба замерзают вусмерть и спускаются вниз. Замечательно. Можно идти домой. И снова поезд, и Москва на следующий день, и скалодром. Спасибо тебе, Крым, за подаренную зимнюю сказку!